Давным-давно, 90 лет тому назад…
В Новосибирске с 21 по 24 марта 1926 года работал 1-й Съезд сибирских писателей. В эти дни появилась Новосибирская писательская организация. Сейчас в ней состоят около восьмидесяти литераторов. По мере сил писатели защищают свои профессиональные интересы и занимаются пропагандой чтения, продвижением новых книг.
Обстановка на съезде была рабочей. Из разных уголков Сибири прибыли делегаты — 44 «инженера человеческих душ», 27 из них имели решающий голос, а 17 — совещательный. С главным докладом в первый день работы на съезде выступил Владимир Зазубрин.
Этот писатель жил в нашем городе шесть лет – с 1923 по 1928 год. Всё это время Владимир Яковлевич находился в центре борьбы литературных группировок; он руководил редакцией журнала «Сибирские огни», вокруг которого кипели горячие споры. В ту пору журнал имел общероссийское звучание и слыл авторитетным и прогрессивным изданием.
В 1921 году Владимир Зазубрин опубликовал роман «Два мира», который одобрили Горький и Ленин. При жизни автора эта книга переиздавалась 12 раз! Однако новые его вещи встретили ожесточённую критику. В 1928 году Зазубрин с единомышленниками был изгнан из редакции «Сибирских огней», переехал в Москву, а в 1937 году был арестован «за причастность к диверсионно-террористической организации правых» и расстрелян. Спустя 20 лет реабилитирован.
Доклад Зазубрина назывался академически: «Писатель, литература, революция». Владимир Яковлевич без стеснения «разобрал» творчество весьма талантливых писателей (Мережковского, Л. Андреева, Амфитеатрова, Куприна, Горького, Есенина, Бунина, Замятина и др.), не забыл и сибирских авторов – Сейфуллину, Вс. Иванова, Гладкова…
Успехи будущей литературы докладчик видел « в росте здорового литературного молодняка (главным образом рабочего молодняка), вливающего в литературу волевые целеустремлённые токи свежей крови». Звучали призывы: «настойчивость, планомерный захват пролетариатом позиций художественной литературы»; «перевоспитание попутчиков»; «место писателя в лагере тех, кто борется за счастье авангарда человечества – пролетариата, то есть, в конечном счёте, - за счастье всего человечества».
Во второй день работы съезда прозвучали доклады Глеба Пушкарёва и Михаила Басова. Первый назвал своё сообщение «Об экономическом и правовом положении писателя». Докладчик с огорчением рассказал коллегам, что однажды получил за свой рассказ гонорар в сумме четырёх рублей, а его стихи, принятые в печать, оценили «три копейки за строчку». В середине двадцатых годов власть ещё не выстроила систему поддержки лояльных партии авторов. Писатель вынужден был «служить» в какой-нибудь конторе, где требовались грамотные люди, считаться «совслужащим», а «творить» урывками или по ночам.
Следующим докладчиком стал руководитель Сибкрайиздата Михаил Басов. Он, как и Зазубрин, в своё время был белым офицером, потом вместе с ним служил сотрудником газеты «Красный стрелок» в Иркутске, в 1921 году переехал в Новониколаевск и со временем стал председателем правления Сибгосиздата. Михаил Михайлович был главным редактором уникального издания – Сибирской советской энциклопедии. В 1928 году одновременно с Зазубриным он вынужден был покинуть Новосибирск, некоторое время работал в Москве, а в 1930 году перебрался в Иркутск. Его арестовали летом 1937 года, спустя год расстреляли. На момент гибели сибирскому издателю было лишь 40 лет.
На первом съезде сибирских писателей Михаил Басов жаловался на скромные возможности Сибкрайиздата и, в частности, сказал с трибуны: «Поскольку в ближайшем будущем широких возможностей по изданию в Сибири художественной литературы налицо не имеется, постольку особое значение принимает издание журнала «Сибирские огни», как единственное в данное время издание, дающее место художественной литературе».
Не успел докладчик закончить, как разгорячённые делегаты обрушились с критикой на Сибкрайиздат за инертность и неумелость в деле распространения своей продукции, и особенно – «Сибирских огней». Вениамин Вегман уточнил, что причина малых тиражей не только в отсутствии рекламы, но и в том, что журнал выходит не по графику, что содержание художественного отдела часто серо и скучно.
В 1936 году Вегмана обвинили в пропаганде идей Николая Бухарина, арестовали, и почтенный историк, энциклопедист, просветитель умер в чекистских застенках при неясных обстоятельствах.
Чем закончилась четырёхдневная работа Первого съезда сибирских писателей? Делегаты приняли Платформу и Устав Союза сибирских писателей, где в числе главных пунктов стало требование «классовой искренности и верности революции».
В состав правления ССП были избраны новосибирцы В. Зазубрин, В. Итин, Г. Пушкарёв, Г. Кронгауз, К. Урманов, Н. Изонги, а также иркутянин И. Гольдберг, омич М. Никитин, барнаулец А. Сенч. Председателем правления единодушно избрали В. Зазубрина.
Литературная и политическая борьба после проведения первого съезда не утихла, она разгорелась с новой силой. Группа «Настоящее» одержала временную победу, изгнав в 1928 году Зазубрина и Басова из Новосибирска, но и сама закончила существование в декабре 1929 года. Поворотным моментом в истории советской литературы стало постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», в котором провозглашалось создание единого «Союза советских писателей с коммунистической фракцией в нём».