Спрос на инженеров
Переход производства на рельсы новой экономики, технологическое переоснащение предприятий требуют тысяч специалистов, способных работать на новом оборудовании. Успеет ли система образования ответить на этот вызов?
На круглый стол «Подготовка кадров для реиндустриализации экономики Новосибирской области» пригласили и тех, кто готовит специалистов, и тех, кто нуждается в персонале.
Основной посыл, который прозвучал на встрече, — необходимо начинать готовить инженеров, технических специалистов еще со школьной скамьи, развивать систему подготовки, переподготовки и закрепления кадров на производствах. Причем подготовка должна вестись с учетом краткосрочного и долгосрочного периодов развития. В регионе есть существенный задел: налажена система профориентации и освоения профессиональных компетенций школьниками, развивается движение конкурсов профессионального мастерства. Число школ, присоединившихся к образовательному проекту по созданию спецклассов, за пять лет выросло до 61. Участвуют учреждения девяти муниципальных образований в семи районах области.
Содержание программ образования направлено на углубленное изучение базовых технических дисциплин: для реиндустриализации области необходимы конкурентоспособные специалисты именно инженерно-технического профиля.
Запущен проект детского биотехнопарка в наукограде Кольцово, планируется открыть технопарк для одаренной молодежи на базе лицея НГТУ, развивается система дуального образования, когда теоретические знания учащиеся получают на лекциях, а практические — на предприятиях. Что важно, работодатели стали активнее участвовать в подготовке кадров, помогают не только заказами на специалистов, но и материально.
По итогам круглого стола была принята резолюция, направленная на интеграцию усилий органов исполнительной власти, экспертного, профессионального и бизнес-сообществ Новосибирской области на всех уровнях образования с целью подготовки кадров для реиндустриализации экономики.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Игорь ШМИДТ, министр труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области:
— Третий год работает образовательный кластер на площадке Сибирского государственного университета геосистем и технологий. Сегодня уже 16 учреждений среднего профессионального образования вовлечены в работу этого объединения. Главный результат совместной деятельности по выстраиванию системы непрерывного образования состоит в том, что экономика области получит универсальных специалистов, которые проходят все уровни образования и имеют более высокие компетенции.
КОММЕНТАРИИ
Илья ВОРОНОВ, руководитель представительства Агентства стратегических инициатив в Сибирском федеральном округе:
— Разработанный «Атлас профессий» наглядно демонстрирует текущую и перспективную потребность в определенных профессиях и специальностях. Сегодня предприятия и организации испытывают дефицит в рабочих кадрах, инженерах. Причем и те и другие должны быть высококвалифицированными специалистами, готовыми приступить к работе с первого дня.
Юрий ЗОЗУЛЯ, депутат Законодательного собрания Новосибирской области:
— Если мы собираемся конкурировать на мировом уровне, это означает, что мы должны иметь как минимум технологии, знания мирового уровня. А готовят ли наши вузы сегодня специалистов по международным стандартам? Сомневаюсь, что они в состоянии дать такой же уровень знаний. Другой вопрос в том, кто приходит в вузы? Начиная со школы нужно готовить детей, у которых будут не только базовые знания, достаточные для поступления в вузы, но и желание себя реализовать. Это то, что мы должны заложить в нашей школе. Говоря о прикладных вещах, отмечу: актуальными являются такие направления, как инженерно-технологическое, агротехнологическое образование и школы лидерства для детей. Программа подготовки кадров — это проект даже не трех лет. Считаю, он должен иметь десятилетний горизонт, тогда мы сможем увидеть результаты.