Как будут ремонтировать дороги в 2016 году
Деньги на муниципальные дороги выделяются регулярно и год от года все больше. Почему же от этого наши магистрали лучше не становятся?
В 2016 году объем финансирования, направленного на ремонт и строительство автодорог местного значения, не уменьшится. Однако количество замечаний, предъявляемых к качеству работ по итогам проверок, заставляет бить тревогу. Перспективы развития дорожно-транспортной отрасли Новосибирской области обсудили эксперты на профильном активе.
Минувший год был не самым «тучным» в финансовом отношении, однако решение традиционных задач продолжалось. В частности, были приняты меры, чтобы сделать транспортные услуги бесперебойными, обеспечить сохранность и доставку грузов, вести работу по строительству, реконструкции и повышению безопасности автодорог.
— В приоритетных планах 2016 года — продолжить подготовку к возведению четвертого моста через Обь, — отметил министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Сергей Титов. — Будет вестись работа на объектах, строительство которых уже началось, к примеру по такому крупному федеральному проекту, как Восточный обход Новосибирска. Строим также путепровод в поселке Коченёво, подъезд к селу Криводановка. Как и в прошлом году, будет выделено более двух миллиардов рублей на автомобильные дороги местного значения муниципальных районов и городских округов.
Тем не менее сложная экономическая ситуация не могла не сказаться на состоянии отрасли. Участники актива обратили внимание на проблемы, которые были в прошлом году и о которые можно споткнуться в ближайшем будущем. Речь идет в том числе о диспропорции в распределении средств между районами области (так, в прошлом году обделенными оказались 10 районов, где дороги не ремонтировались вообще), низком качестве работы некоторых подрядных организаций.
Эксперты упомянули и о том, что объем средств, выделяемых из дорожного фонда Новосибирской области муниципальным образованиям, за пять лет увеличился почти в четыре раза, но проверка контрольно-счетной палаты Новосибирской области выявила, что 40 процентов бюджетных трансфертов муниципальными властями расходуются неэффективно. Лишь два из 30 районов не имели замечаний по качеству организации и выполнения работ.
Тем не менее есть и положительный опыт, который стоит принять на вооружение. Ни одного замечания по итогам проверок не получил Здвинский район. Секрет в том, что в последние годы ремонтами здесь занимается только одна организация — проверенный, компетентный, надежный подрядчик.
Положительными наработками поделились также представители Купинского района, рассказавшие, как удалось повысить эффективность деятельности местного автотранспортного предприятия.
— Оптимизация пассажирских перевозок не привела здесь к социальной напряженности. Люди поняли, что бесконечно ждать дотаций из области сложно, и пошли по другому пути. Думают, экономят, рассчитывают — вот и результат. В ближайшее время с руководителями предприятий области мы планируем провести экспертный сбор, посвященный этой проблеме, — пообещал заместитель губернатора Новосибирской области Александр Титков.
КОММЕНТАРИИ
Фёдор НИКОЛАЕВ, председатель комитета Законодательного собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике:
— Перечень региональных объектов автодорожного строительства на 2016–2018 годы утвержден, однако глубокую озабоченность вызывает факт, что не на все эти объекты есть разработанная проектно-сметная документация. В условиях сурового сибирского климата и короткого дорожно-строительного сезона есть угроза своевременности и качеству выполнения работ на ряде объектов. Поскольку эффективность бюджетных инвестиций в дорожное хозяйство должна быть максимальной, ситуацию необходимо анализировать.
Данияр САФИУЛЛИН, заместитель мэра Новосибирска:
— В 2016 год мы вошли с кредиторской задолженностью перед немуниципальными перевозчиками за оказанные ими услуги по перевозке граждан льготных категорий. Размер задолженности — 118,5 миллиона рублей. Сформирован график погашения долгов в течение первого квартала текущего года, необходимые для этого средства заложены в муниципальные программы. В январе мы отдали немуниципальным перевозчикам 58,9 миллиона рублей, в феврале планируем выплатить 40 миллионов, в марте — 19,6 миллиона. Принимаем все меры к тому, чтобы погасить задолженность.
Алексей МАНАКОВ, д. т. н., доцент, ректор Сибирского государственного университета путей сообщения:
— Одна из задач, которую министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области поставило перед нашим университетом, — провести независимый контроль состояния автомобильных дорог муниципальных образований. В этом году нами было проверено 350 объектов, в результате выявлены значительные отступления от проектно-сметной документации. Среди недочетов — несоответствие объемов выполненных работ, качества примененных материалов, замечания по исполнительной документации лиц, осуществляющих строительство, и так далее. Совместно с минтрансом мы проводим обучение специалистов, которые на следующий год будут заниматься проведением конкурсных процедур, контролем и приемкой работ, выполняемых муниципальными образованиями.
Алексей НОСОВ, председатель общественного совета при министерстве транспорта Новосибирской области:
— Один из ярких примеров того, как технически элементарные просьбы жителей региона остаются неисполненными, — ситуация в селе Орск Мошковского района. Дорога, соединяющая две части этого населенного пункта, разделенного рекой, имеет дамбу. Дамба разрушена, дорога в аварийном состоянии, до второй половины села невозможно добраться ни на какой технике. Скорая помощь не доезжает, больных носят на руках. Пожарная машина не добирается, в итоге сгорело два дома. Администрация района была готова выделить средства, оставалось только помочь сельсовету при оформлении проектно-сметной документации и проконтролировать факт выделения денег, но, к сожалению, этого сделано не было. Такие ситуации ведут к росту социальной напряженности и заслуживают особого внимания.