Почему буксует программа строительства мусорных полигонов
Во всем мире люди бутылки собирают и сдают, а мы бьем. Во всем мире население платит серьезные деньги за вывоз мусора, а мы просто кидаем его на обочины дорог. Почему?
Мы плохие? Но даже если бы мы захотели стать хорошими, это бы нам не удалось. На территории Новосибирской области всего около десяти процентов сертифицированных полигонов для твердых бытовых отходов (ТБО). Но вывозить их все равно куда-то нужно…
Для решения этого вопроса была принята целевая программа «Охрана окружающей среды Новосибирской области на 2005–2008 годы», которая предусматривала проектирование и строительство типовых полигонов в каждом районном центре.
Почему она осталась нереализованной? Посмотрим на примере Убинского района.
«Дворцы» на свалке
Здесь стоимость строительства полигона ТБО по утвержденному вневедомственной экспертизой в Новосибирске типовому проекту, согласно смете, составила около 68,5 миллиона рублей.
Подрядчик, ООО «Жилкоммунпроект», заключил договор с Убинской администрацией и вместе с заданием получил готовые материалы инженерно-геологических и инженерно-геодезических изысканий.
Когда уже речь зашла о привязке к местности и соответствующем проектировании, выяснилось, что проект должен проходить государственную экспертизу в Омском филиале ФАУ «Главгосэкспертиза России», так как полигоны ТБО отнесены к особо опасным объектам.
— Перед отправкой документов в Омск, — говорит директор ООО «Жилкоммунпроект» Виктор Кудрявцев, — я решил проконсультироваться у коллег, которые уже имели опыт общения с данной организацией по аналогичному проекту полигона ТБО в Чулыме. Они согласовывали проект более года. Специалист по моей просьбе посмотрел папки с нашей документацией и заявил, что все основные разделы проекта выполнены нормально, но положительного заключения эксперты не дадут.
Выяснилось, что вместо запланированного вагона-бытовки (как предусмотрено в типовом проекте) нужно разработать отдельный проект на административно-бытовой корпус с душевыми, двумя туалетами, кабинетами, отдельно стоящими контрольно-пропускным пунктом и весовой. Кроме того, как особо опасный объект полигон должен пройти экологические и гидрометеорологические изыскания. Все эти требования вытекают из инструкции по проектированию полигонов Московской (!) области, которая, мягко говоря, по плотности населения превосходит Новосибирскую в десятки раз.
С московской меркой к районному бюджету
По сути получается, что весь пакет документации подлежит ревизии, поскольку потребуются другие электрические нагрузки, новые разделы по коммунальной инфраструктуре и прочее.
В дополнение к этому омские эксперты требуют отдельные договоры на забор воздуха, поставку питьевой воды, вывоз строительного мусора на специализированный лицензированный полигон, который, кстати, единственный в области, и расположен он в Новосибирске.
Если проектная документация сразу не получит положительное заключение, что вероятно, то устранить замечания нужно за десять дней, а это уже просто невозможно. А значит, снова проектировщикам предстоит платить: так, затраты только на омских экспертов подходят к миллиону рублей.
— Удивляет формальный подход, — недоумевает Виктор Кудрявцев. — Требования к полигонам одинаковые, хотя невозможно сравнивать объем отходов в Москве и Убинске, где вообще за день привозят только три машины ТБО. Может ли окупиться полный проект с комплексом административных сооружений, да и кто там будет работать, кто будет платить за содержание такого полигона? Притом что годовой бюджет Убинского района меньше проектной стоимости такого сооружения…
Напомним, согласно вышеупомянутой программе, таких полигонов в Новосибирской области должно быть тридцать — в каждом районном центре. Вряд ли областной бюджет при его нынешнем дефиците сумеет финансировать эту великую стройку.
Поэтому Виктор Кудрявцев считает, что, не откладывая в долгий ящик, депутатам Законодательного собрания области нужно срочно выходить с законодательной инициативой в Госдуму, чтобы в федеральном законодательстве была сделана градация по нагрузке полигонов. Если это малые населенные пункты, то и типовые проекты полигонов (с объемом до 20 тысяч кубометров в год, а это практически все райцентры области) нужно привести в соответствие с этой нагрузкой. Иначе такой финансовый «навес» просто разрушит вновь принятую целевую программу области по экологическому оздоровлению территорий на 2012–2016 годы.
Когда материал уже готовился к печати, Виктор Кудрявцев прислал еще одно свидетельство «напрасных хлопот»:
— Когда я работал начальником Куйбышевского отдела «Облкоммунпроекта», мы в 2004 году проектировали Барабинской полигон ТБО, который должен был обсуживать три района. На полигоне в результате переработки должны были получать топочный мазут, туалетную бумагу, металлы и т.д. В проекте были цеха по приемке, сортировке и переработке ТБО, котельная на собственном жидком топливе и вышеупомянутый типовой административно-бытовой комплекс. В планах было решение и социальной проблемы: привлечь к работе бомжей, живущих на свалке, вернуть их к нормальной жизни. Генплан был одобрен в Госкомприроде РФ, в Москве. Но даже тогда, при лучших финансовых обстоятельствах, у заказчиков возникли разногласия по содержанию этого объекта. Все работы были свернуты.
СПРАВКА
В соответствии с инструкцией академии КХ имени Памфилова на полигонах ТБО с объемом отходов до 120 тысяч кубометров в год должна применяться траншейная схема. Стоимость строительства полигона траншейного типа составит не более 10 миллионов рублей, то есть экономия на строительстве одного полигона составит 60 миллионов. В целом по области (30 районов) удастся сэкономить 1,8 миллиарда рублей.
При проектировании траншейных полигонов в районах области учитывается состав отходов, значительно отличающихся от городских.
Эти полигоны должны включать:
— подъездную автодорогу;
— хоззону с вагоном-бытовкой (проходная) на въезде, яму для дезинфекции колес, навес для техники, пожрезервуары, электроподстанцию на 25 кВА, садовый туалет с ямой, ограждение территории сеткой-рабицей;
— участок с траншеями для захоронения отходов;
— скотомогильник (с использованием ямы Беккари);
— участок с траншеями для захоронения ветеринарного конфиската (если в райцентре есть мясокомбинаты).