Образование как оборонка
Если задача построить новые школы будет четко поставлена, средства на это удастся изыскать даже при дефицитном бюджете.
Тысячи новых школ для 6,5 миллиона новых учеников к 2025 году — такая стратегия обсуждалась на недавнем съезде партии «Единая Россия». Депутат Госдумы РФ Ирина Мануйлова рассказала «Советской Сибири», почему она считает выполнимой стратегию, на реализацию которой требуется три триллиона рублей.
— Развитие школьного образования названо в числе приоритетов предвыборной программы «Единой России». О чем идет речь в деталях?
— Сегодня в стране 14 миллионов учащихся. Мы планируем за 10 лет ввести дополнительно еще 6,5 миллиона новых мест. Задача — перевести все наши школы на режим работы в одну смену. Это долговременная стратегия строительства новых школ и реконструкции старых. Важно, чтобы к 2025 году у нас все дети имели равные условия качественного, общедоступного общего образования. Это потребует более трех триллионов рублей. Финансирование стратегии может стать колоссальным инвестиционным проектом для российской экономики.
Образование, как и оборонка, — вопрос государственной безопасности. Если мы для ВПК формируем госзадание, почему и образовательный инвестпроект не можем пустить через госзаказ? Это даст возможность отечественным предприятиям иметь постоянный хороший заказ.
— Но откуда возьмутся триллионы на реконструкцию школ? Ведь цены на нефть рекордно низки, а это сулит недобор доходов бюджетов, начиная с федерального и заканчивая региональными и муниципальными.
— Когда мы в 2011 году говорили, что решим вопрос с детскими садами, нам тоже говорили: «Единая Россия» на этом попиарится, а выборы пройдут, и об этом забудут. Но мы за три года нашли возможность построить 1,5 тысячи детских садов, обеспечить доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет. Хотя тогда в это никто не верил. Такой же скепсис я слышу и сегодня. Или спортивные залы сельских школ. Мы построили и отремонтировали 2,5 тысячи залов по стране за два года, и проект продолжается.
Да, на 2016 год запланировано всего 50 миллиардов рублей. Но давайте не будем забывать, что часть средств на строительство школ закладывалось и до этой программы в региональных бюджетах, потому что у нас число детей растет. По отчетам Счетной палаты мы знаем, какие колоссальные средства федерального бюджета, направленные на реализацию тех или иных программ, не используются, а ежегодно просто возвращаются. Считаю, мы найдем средства на развитие образования, если будет поставлена такая задача. И добьемся выполнения программы.
— Но сейчас многие опасаются задержек зарплат бюджетникам. Подобные факты в ряде регионов с трибуны съезда осудил Дмитрий Медведев. Опасения задержек зарплаты сейчас могут быть выше надежд на строительство новых школ.
— Проблему задержки заработных плат, возникшую в семи регионах в начале года, можно проиллюстрировать на примере Забайкальского края. Мы будем поднимать вопрос, чтобы межбюджетные трансферты, которые выделяются регионам в таких непредвиденных ситуациях, шли «окрашенными»: то есть, когда региону перечислены эти средства поддержки, власти обязаны их направить только на решение конкретной проблемы. В Забайкальский край был направлен объем финансирования, в три раза превышающий объем возникших задолженностей. Но сейчас деньги, которые идут из федерального центра в таких случаях, нецелевые, не «окрашенные» — они перечислены на решение бюджетных вопросов. И как Забайкальский край внутри «размазал» эти деньги, увидеть невозможно.
Будет тяжело, я не скрываю. Но нельзя остановить демографические процессы и сказать: «Мы не будем строить школы, потому что в стране с бюджетом плохо». Ведь учитель ждет, с одной стороны, гарантированной зарплаты, с другой — нормальных условий труда. А вопросов много. Например, контрольно-надзорные мероприятия переместились от контроля за бизнес-структурами в систему образовательных учреждений. Число штрафов и проверок астрономическое. И страдают в первую очередь ученики. Потому что время, которое учитель тратит на бумаги и отчетность, он мог бы потратить на работу с учениками и их родителями.
Много говорилось о том, что любая система образования — это в первую очередь учитель. То, что сегодня наше начальное образование лучшее в мире, тоже заслуга наших учителей. Но если в ближайшие год-два мы принципиально не изменимся, вряд ли педагоги за это скажут спасибо.