USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Антигероев «пометили зелёнкой»

Татьяна РЕШКЕ
Почему более 150 домов в регионе оказались не нужны управляющим компаниям? Фото Аркадия УВАРОВА
Почему более 150 домов в регионе оказались не нужны управляющим компаниям? Фото Аркадия УВАРОВА

Лицензирование показало, кто на рынке обслуживания жилья профессиональный игрок, а кто проходимец

В минувшем году практически все управляющие компании, работающие в области, получили лицензии. Даже те, чья деятельность вызывала потоки нареканий. Однако эксперты полагают, что эффект от нововведений все-таки будет: мягкий закон о выдаче документов предусматривает жесткие требования лицензионного контроля.

УК выходят на свет
Поток жалоб на управляющие компании не иссякает. Обращения в надзорные органы касаются и размера платы за жилищно-коммунальные услуги, и задержек с перерасчетами за отключения воды, и перебоев в электроснабжении и отоплении. Чтобы наказать коммунальщиков за халатность, контролеры-общественники, члены лицензионной комиссии поначалу «резали» лицензии направо и налево.

— Потом нас поправили юристы. Сказали, что в законе есть всего два параметра, по которым можно отказать в лицензии — недостоверность и неполнота информации, — заявил руководитель некоммерческого партнерства «ЖКХ. Контроль-Новосибирск» Сергей Аверьяскин на пресс-конференции в ТАСС.
Получить лицензии было нетрудно — этот факт подтвердил и начальник Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (ГЖИ) Евгений Пономарёв. Законодатель не запрашивал большие средства, не устанавливал жесткие препоны. Обучите директора, раскройте информацию в соответствии с федеральным законом и приходите за лицензией.

— Получилась такая ситуация, что все до единого, даже проходимцы и аферисты, с точки зрения общественного контроля, лицензии получили, — подытожил Сергей Аверьяскин. — И люди на местах говорили: зачем такой закон? Но сейчас, по прошествии времени, я понимаю: это очень хорошо, что закон такой мягкий. Почему? Впервые за всю историю существования этого бизнеса и власть, и региональный надзор, и общественники увидели всех участников рынка вживую. Это как в гоголевском «Вие»: сказочные герои, страшные и всякие, вышли на свет. Их «пометили зеленкой», выдали лицензии. Теперь мы знаем, кто этим бизнесом управляет. Именно легкость получения лицензии не позволила управляющим компаниям убежать, спрятаться, и теперь мы можем отследить тенденции.

Обанкротить и бросить?
Когда лицензирование закончилось, количество управляющих компаний в области не только не уменьшилось, но даже возросло. До начала процедуры на рынке действовало 250 УК, к концу 2015 года — 264, причем цифра становится все внушительнее. Выдача лицензий — процесс постоянный, ГЖИ получает заявки от регистрирующихся организаций один-два раза в неделю.

С новичками все непросто. Они не имеют в управлении ни одного дома, и свое место на рынке им приходится завоевывать.

— Эти компании берут жилфонд в новостройках, — поясняет Сергей Аверьяскин. — Бывает, застройщик вводит в эксплуатацию комплекс домов, потом создает управляющую компанию и оставляет этот бизнес у себя. Бывает, «нулевки» создаются учредителями, уже работающими на рынке. Названия сохраняются прежние. Меняются, например, только кавычки. Возможно, это делается затем, чтобы сбрасывать в новые компании неликвидный жилфонд, а потом начинать их банкротить. Оставить проблемные дома в одностороннем порядке УК не могут, скандала не хотят, поэтому и действуют таким образом. В этой ситуации у муниципальных образований будут проблемы.

Кстати, к концу 2015 года в Новосибирской области насчитывалось 150 домов, не имеющих управляющих компаний. В ГЖИ заверили, что назвать эти многоквартирники брошенными на произвол судьбы нельзя, поиск новых УК ведется, но дело это не скорое и не простое: коммунальщики не хотят заходить на обслуживание домов по 42 или даже по 83 рубля за «квадрат». Однако процесс все-таки идет. Федеральный закон № 131, преду­сматривающий ответственность со стороны органа местного само­управления, обязывает.

По закону, если жить в доме становится небезопасно, нужно объявить чрезвычайную ситуацию локального характера. Затем муниципалитет назначит организацию, обслуживающую дома по последнему принятому тарифу — из числа УК, стабильно работающих на рынке. Свет, тепло и вода в доме должно быть обеспечены.

Сергей Аверьяскин считает, что 2016 год начнется с перетряски рынка. Появится много брошенного жилфонда, поэтому надо ужесточить закон об ответственности для тех, кто управлял домами, а по окончании срока договора их бросил.

А закон-то на деле не мягок
Впрочем, компании-дубли создаются и вполне надежными организациями, которые не планируют избавляться от ветхих многоквартирников.

— Если УК настроена добросовестно заниматься бизнесом, а у нее в управлении сборная солянка — и неэффективные дома, и аварийные, и нормальные, — велика вероятность получить из-за нерентабельных домов две «административки» по суду, — комментирует Сергей Аверьяскин. — А если 15 процентов домов отзовут, можно потерять лицензию вообще. Есть примеры, когда конкуренты начинают сводить счеты, и в ГЖИ приходят жалобы даже не от собственников, а просто от каких-то а-ля общественников, после чего компанию начинают долбить штрафами. Поэтому УК начали заниматься пересортировкой, намереваясь управлять и тем, и другим. Ведь если совмещать, велика угроза потерять бизнес вообще. Давать оценку этим действиям пока сложно, и все же лицензирование показало, кто на рынке профессиональный игрок, а кто проходимец, тянущий за собой шлейф банкротств. Информация систематизирована, в законе прописаны правила игры, которые помогут навести порядок.

Какие механизмы борьбы за качество обслуживания жилфонда работают уже сегодня и какую роль играет лицензирование? Подвох в том, что новая система предусматривает жесткие правила лицензионного контроля.

Во-первых, это штрафы в размере от 150 до 350 тысяч рублей, которые будут взимать с коммунальщиков за нарушение лицензионных требований. Начальник ГЖИ Евгений Пономарёв напомнил, что сумма существенна, особенно для малых предприятий. Во-вторых, за многократные (два и более) нарушения и невыполнение предписаний УК может лишиться права управлять многоквартирником. Если таких домов наберется более 15 процентов (счет от общего количества «квадратов», которые находятся в управлении компании), лицензия будет отозвана. Этот механизм позволит избавиться от нерадивых предпринимателей и навести порядок.

Впрочем, право принимать решение остается за собственниками. Если управляющая компания не утратила доверия жильцов, в течение двух месяцев они могут провести собрание и проголосовать за то, чтобы продолжить отношения с УК.

На взгляд специалистов, эффект лицензирования заключается в том, что количество исполненных предписаний увеличивается в разы, а значит, проблемы, связанные с обслуживанием жилья, все-таки решаются.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Евгений ПОНОМАРЁВ, начальник Государственной жилищной инспекции Новосибирской области:
— Цель — побудить управляющие компании и общественность сесть за стол переговоров. Компании, которые этого не слышат, которые считают, что они вправе распоряжаться жилым фондом как своим собственным, а деньгами собственников — как личным кошельком, находятся в проигрышном положении.