USD 102.5761 EUR 107.4252
 

«Ирмень» шагает в новый год

Николай ЦАРЕВ
Фото Михаила ПЕРМИНА
Фото Михаила ПЕРМИНА

Взяв новые вершины в животноводстве и растениеводстве, ведущее сельхозпредприятие региона уверенно смотрит в завтра

Сейчас трудно представить, но неоспоримым фактом является то, что с 1972 года, когда руководство хозяйством принял Юрий Бугаков, тогдашний колхоз «Большевик», а позже племзавод «Ирмень» увеличил годовой надой молока от каждой коровы с 3 410 до 10 966 килограммов! Да, именно такую небывалую для сельхозпредприятий России высоту взяли ирменцы в 2015 году. Причем не на каком-то поголовье в тысячу животных, а на дойном стаде в 2 661 корову. Замечательные результаты достигнуты и в растениеводстве. Впрочем, тут не собираются останавливаться на достигнутом.

Через континенты
По обычаю стол-бюро в кабинете председателя ЗАО племзавод «Ирмень» Юрия Бугакова в новогодье плотно уставлен поздравительными телеграммами, открытками, присланными не только со всей страны, но и из-за ее пределов. Есть здесь приветствие от коллег из США — специалистов компании «Американские Производители, Лимитед»: «Наилучшие пожелания нашим клиентам и друзьям. Веселых вам праздников и успеха в Новом году!».

— Это не просто знак уважения к коллективу «Ирмени», — считает Юрий Бугаков, — а оценка нашей совместной эффективной деятельности над созданием ирменского типа черно-пестрого скота на основе голштино-фризских животных. Работа началась в восьмидесятых годах прошлого века и длилась 20 лет.
Итог — почти одиннадцатитысячный годовой надой молока от каждой коровы, высокопродуктивное дойное стадо, которое в нынешнем январе возрастет до 2 800 голов.

Продукция — натуральная
Ежесуточно, в ранние утренние часы, 12 КамАЗов со свежей молочной, мясной продукцией и хлебобулочными изделиями отправляются из села Верх-Ирмень в Новосибирск. Важно то, что каждый день лаборатория по всем показателям подтверждает высший сорт молока хозяйства. Ее заключение такое: это натуральный, высококачественный продукт от абсолютно здорового стада.

За сутки «Ирмень» производит и перерабатывает 81 тонну молока, отправляет потребителям продукцию 19 наименований.

— По нашим данным, в областном центре 1 300 торговых точек. Мы поставляем продукцию в 1 197. Выбираем, конечно, надежных партнеров — тех, кто отвечает за реализацию, кто вовремя рассчитывается. Напрямую работаем не со всеми сетями. Поддерживаем связи отчасти через дистрибьюторов. А те уже берут на себя ответственность за входные бонусы, развоз товаров по мелким магазинам. Своими силами мы бы не справились с таким объемом доставок. Плотно работаем с социальными группами. Стараемся, чтобы наша продукция попала в детские садики, школы, больницы. Для этого участвуем во всех аукционах. Новосибирский рынок насыщенный, но наша продукция на нем востребована. Покупатели по достоинству ее оценивают как экологически чистую, натуральную, без добавок. Наши конкуренты наперебой расхваливают свой товар, но только покупатель может определить, чей лучше, — рассуждает начальник отдела по реализации продукции «Ирмени» Павел Иваровский.

Рынок есть рынок, и напряжение на нем присутствует постоянно. Все больше молочной продукции на прилавках Новосибирска появляется из Алтайского края, Омской и Кемеровской областей. Доставляется она с пониженной ценой, зачастую сомнительного качества. В то же время ирменским продуктам в соседних регионах ставится заслон. Об этой странной тенденции неравнодушный по натуре руководитель Юрий Бугаков говорил на итоговом форуме в Дни урожая Новосибирской области с участием губернатора и профильных министров:

— Торговые сети пользуются коммуникациями нашего региона, а привечают посторонних поставщиков. Этот вопрос надо рассматривать, в том числе и в присутствии представителей торговли. Современное животноводство у нас в области получает развитие, и надо, чтобы село ощущало большую поддержку в продвижении своей продукции.

Без устали
Молочный цех «Ирмени», что называется, не знает устали круглые сутки. Сюда поступает все молоко из пяти доильных залов, взвешивается, очищается, охлаждается, проходит пастеризацию и поступает на дальнейшую переработку. Ведутся расфасовка в тетрапаки, приготовление сметаны, йогурта, творога, масла и многих других вкусностей.

003-13-01.jpg

— Оборудование используется и отечественное — знаменитого завода имени Дегтярева, — и импортное. Американская машина, стоимость которой 20 миллионов рублей, расфасовывает за день 50 тонн молока! Только успевай подавать фирменную ирменскую высечку — материал, из которого формируются литровые тетрапаки, — поясняет опытнейший начальник молочного цеха Владимир Анохин.

За почти фантастическими для российских ферм ирменскими надоями, достигнутыми в прошлом году, следуют новые будни. И хоть производственный ритм во многом напоминает хорошо отлаженный часовой механизм, Юрий Бугаков не скрывает:

— С приходом каждого нового года меня терзает одна и та же мысль: что еще предпринять, чтобы не только удержать взятые рубежи продуктивности, а в чем-то и прибавить? Очень сложная задача, но наш коллектив ее решает.

Чем удивить завтра?
Председатель рассказывает, как ему предложили содействие в освоении технологии выращивания кукурузы на зерно. Мол, для Сибири это невиданное доселе дело. Даже урожайность пообещали в 20 центнеров с гектара. Юрию Фёдоровичу ничего не оставалось, как проинформировать, что на полях хозяйства уже три года успешно выращивается кукуруза на зерно, и урожайность ее — 66 центнеров с гектара. Эта культура — незаменимый по питательным элементам компонент в рационе дойного стада.

Чтобы наращивать молочную продуктивность коров, ирменцам приходится огромное внимание уделять производству зерна. В 2015 году полеводам хозяйства удалось вырастить выдающийся урожай. С каждого гектара собрано по 46,2 центнера зерна.

— Мы ежегодно получаем высокие урожаи — за 35 центнеров зерна с гектара, — говорит главный агроном хозяйства Максим Альберт. — Все агроприемы четко выполняем, не надеемся на пресловутое «может, обойдется». При этом подходим не огульно, просчитываем, насколько все скажется на себестоимости. Тесно работаем с учеными, делаем почвенный анализ, экспертизу семян. Строго выдерживаем сроки сева. Полагаемся на ответственность механизаторов, но контроль осуществляем жесткий. Я бы сказал, все дружно работаем на хороший результат.

«Нарушители» дисциплины
Ответственность полеводов иногда граничит едва ли не с фанатизмом. Юрий Бугаков рассказывает:

— Однажды в уборочную пору на планерке я поинтересовался, как налажено питание участников страды. Специалист, которая занимается общепитом, говорит: «А механизаторы вообще не едят». — «Почему не едят?! Готовят им прекрасно, кормить должны обедом и ужином бесплатно». Ситуацию пояснил начальник участка: «Не хотят останавливать комбайны, боятся отстать в намолотах». Я тогда даю команду: тех, кто не будет обедать и ужинать, считать нарушителями трудовой дисциплины и лишать премиальных! Подействовало. Правда, как мне докладывали, некоторые и после такой меры норовили похватать термосы с едой и заскочить в кабину комбайна…

Как появляются труженики с большой буквы? Может, люди здесь какого-то другого, чем везде, склада, ирменского? После многочисленных бесед выяснилось: трудоголиком становится каждый, кто вливается в коллектив. Видя, как работают другие, новички невольно следуют за лидерами.

А как насчет горячительных напитков?

— У нас можно выпить, но только вместе со мной, — хитро улыбается председатель. — Пример тому — Новый год. Вот уже больше 40 лет подряд 1 января в шесть часов утра я сажусь в машину, груженную подарками, и объезжаю всех, кто на трудовой вахте. Вручаю подарок и с каждым, кого поздравляю, выпиваю глоток шампанского. Таких — более двухсот человек…

Сегодня можно, но… нельзя
В хозяйстве существует традиция отмечать основные этапы сезона. Самый большой, по-настоящему праздничный сбор посвящается окончанию жатвы. Все, кто причастен к урожаю, собираются на торжественное собрание и на празднование в кафе племзавода. Поздравления, добрые слова председателя, премирование лучших. Столы ломятся от яств. Есть и горячительные напитки. Вот только многие приглашенные ограничиваются соками. И как иначе, если все пространство вокруг здания занято личными автомобилями, а значит, спиртное употреблять нельзя. Комбайнеры, трактористы, шоферы соскучились по родному рулю и подкатили на авто один другого лучше.

Пристрастие к личному транспорту диктует и повышенный интерес к полю. Чтобы хорошо заработать, нужно отличиться в жатве — самоотверженно потрудиться. И они делают это! Лучший комбайнер хозяйства Вячеслав Шевелев за месяц прошедшей уборки заработал 260 тысяч рублей. Где еще такое бывает?

003-13-04.jpg

Комбайнер Вячеслав Шевелев

О Вячеславе Анатольевиче можно рассказывать много, была бы только возможность. После службы в армии приехал в село Верх-Ирмень. Повстречал свою судьбу — жену Людмилу. Растит двоих детей. Руководство хозяйства за двадцать лет хлеборобской вахты доверяло Вячеславу комбайны разной мощности — от «Нивы» до «Джон Дира». За высокие показатели в труде в 2013 году Президент России вручил Шевелеву орден Дружбы в Александровском зале Кремля. Ирменский механизатор отмечал награду за бокалом шампанского в кругу не только звезд эстрады, но и руководителя государства. Во время награждения Президент, между прочим, заметил, что «трактористы похожи на артистов». Наверное, недаром в народе молвится: человек красив трудом…

Кризис? А что это?
— Люди в уборку не жалели себя, — вспоминает Юрий Бугаков. — Представляете, урожайность 45, а на некоторых полях и за 50 центнеров зерна с гектара. Комбайны идут медленно, с большой нагрузкой. Бункеры наполняются мгновенно. И все же, начав жатву 12 августа, мы 12 сентября управились с зерновыми. А уже 13 числа пошли затяжные дожди. Зерно мы закладывали на длительное хранение, поэтому подсушивали до 12,5 процента влажности. И постарались повысить процент клейковины. Когда я говорю об этом, некоторые недоумевают: «Юрий Фёдорович, да как можно на току повысить клейковину зерна? Какая она образовалась в поле, такая и есть». Приходится раскрывать секрет, как добиваемся этого. Все зерно мы калибруем. В результате отбиваем самое крупное — на продажу и на помол для приготовления хлеба. У крупного зерна — самый высокий процент клейковины. А мелкое пускаем на корм скоту. В состав комбикормов должно входить 25 процентов пшеницы.

А как хозяйство переживает экономический кризис? Насколько он коснулся этого сельхозпредприятия?

— Мы слышали, что где-то он есть. А что это такое, наверное, ни один колхозник в «Ирмени» не скажет. Да что нам кризис? Мы что, меньше есть стали? Или хуже спать? Нет! Увеличили среднюю заработную плату по хозяйству, включая животноводов и механизаторов. Все живут в тепле, в уюте. У всех есть что надеть. Каждый — при собственной машине. Ладно бы еще это, так стараются друг перед другом авто поменять на лучшее! Газовые сети низкого давления подведены ко многим домам. Три котельные построены, две из которых — за счет средств хозяйства. Газ обещают подать в июне 2016 года. Кризис нас нисколько не качнул. Валюта подорожала по отношению к рублю, а оборудование приобретаем в основном импортное. Это могло бы сказаться на экономике, но мы-то шаг вперед сделали в получении доходов. По чистой прибыли в 2015 году колхоз приблизился к 450 миллионам рублей, — делает неожиданный вывод Юрий Бугаков.

Только на одну социальную сферу хозяйство ежегодно тратит не менее 150 миллионов. В отличие от других сельхозпредприятий, «Ирмень» не передала муниципалитету ни один принадлежащий ей социальный объект. Все содержит на своем балансе: и детский сад, и Дворец культуры, и спортивный комплекс, и санаторий, и многое другое. В начале нынешней зимы в селе Верх-Ирмень появился крытый хоккейный каток. Новинку сельчане безоговорочно сразу же назвали Ледовым дворцом. Что снаружи, что внутри это действительно грандиозное сооружение с хоккейной коробкой, ареной на 200 зрительских мест, теплыми раздевалками, душевыми. Строительство объекта обошлось хозяйству в 39 миллионов рублей.

Крепчай, мороз!
Лед там — естественный. Лишь бы подольше мороз крепчал. А как только придет тепло, по специальному покрытию Дворца покатят любители роликовых коньков. Эту же крытую площадку можно будет использовать и для проведения летних дискотек.

003-13-03.jpg

— Дети занимаются на льду с первого по одиннадцатый класс — по группам. Мы уже несколько соревнований в районе выиграли. Ведем набор желающих заниматься хоккеем с детского садика. Кроме того, у нас бесплатное массовое катание на коньках, — делится новостью методист по спорту, директор спортивного комплекса Евгений Ларенц.

На месте нынешнего Ледового дворца раньше располагалась хоккейная коробка под открытым небом. По распоряжению Юрия Бугакова она была аккуратно разобрана, перевезена и смонтирована вблизи здания Верх-Ирменской школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья.

— Нам очень повезло, что наше учреждение находится на территории Верх-Ирменского сельского Совета, где градообразующим предприятием является племзавод «Ирмень». Мы благодарны председателю этого предприятия, депутату Законодательного собрания области, Герою Социалистического Труда Юрию Фёдоровичу Бугакову за проявленную о наших воспитанниках заботу. Он распорядился подарить ребятам не только площадку, но и 20 пар коньков. В торжественном открытии хоккейной коробки принял участие первый заместитель председателя «Ирмени» Олег Юрьевич Бугаков. Огромное спасибо руководителям хозяйства. Они нам ни в чем не отказывают, помогают, — благодарит директор школы-интерната Вера Аршинова.

На ты со спортом
Если возвратиться к спортивной жизни в самой «Ирмени», то она кипит по-настоящему. Как только заканчивается уборка на полях, все производственные участки хозяйства включаются в спортивные мероприятия. В программе — футбол, настольный теннис, занятия штангой, шахматы, хоккей… В двух спортивных залах по графику идут тренировки и соревнования. Более 400 работников хозяйства заняты в состязаниях.

— Азарт борьбы нешуточный, — заявляет председатель хозяйства Юрий Бугаков. — Межсезонье занято полезным для здоровья делом. Перед самой посевной подводим итоги, вручаем кубки, почетные грамоты, денежные премии. Каждый такой праздник — большой заряд бодрости перед напряженной летней работой. Наступает пора, когда взрослым уже не до спорта. Как с Красной площади войска в войну уходили на фронт, так команды со стадиона отправляются за околицу — на весенне-полевые работы.

003-13-02.jpg

Евгений Ларенц методист по спорту, директор спортивного комплекса с  юными хоккеистами

Надо заметить, что из массовой физкультуры в Верх-Ирмени вырастают и профессиональные спортсмены. Роман Шишкин успешно прошел просмотр и в 15-летнем возрасте играет за молодежный состав хоккейной команды «Авангард». А Вячеслав Ларенц выступал за молодежную футбольную «Сибирь», теперь является защитником во взрослой команде. Радостным событием стало включение Вячеслава в сборную Футбольной национальной лиги России. Однажды он уже играл даже за сборную страны среди спортсменов до 20 лет. К слову, Андрей Ларенц, отец Вячеслава и брат Евгения, сам активно занимается спортом и трудится в хозяйстве шофером — доставляет продукцию в Новосибирск.

Поля должны работать
...Чтобы все не было столь благостным, зададим председателю такой вопрос: что больше всего беспокоит его сегодня?

— Заброшенные земли. Их в стране десятки миллионов гектаров, — отвечает Юрий Бугаков. — Я поднял эту проблему во время приезда в Новосибирск председателя Правительства РФ Дмитрия Анатольевича Медведева, он с пониманием отнесся к моей боли. Чтобы возвращать брошенную пашню в оборот, надо убирать лазейки в законодательстве. Кажется, не обрабатывает арендатор землю три года — можно ее забирать и отдавать настоящему хозяину, но попробуй сделать это. Не получится. Аренда сменяется чередой субаренд — и разгильдяй оказывается прав, а поля зарастают бурьяном. Такого не должно быть!

ЦИФРА
Валовое производство зерна — 48 000 тонн в 2015 году — стало рекордным за все время существования хозяйства «Ирмень». Рекорд достигнут за счет высокой урожайности и увеличения площадей под зерновые.