USD 102.5761 EUR 107.4252
 

В Новосибирске «проходимцы и аферисты» в сфере ЖКХ получили лицензии

Татьяна РЕШКЕ
Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА

В Новосибирске лицензирование Управляющих компаний в сфере ЖКХ подавалось, как грозное средство отсева нерадивых управляющих компаний. Но в итоге, за год лицензии получили практически все УК.

Зачем правила лицензирования были смягчены, и как теперь влиять на нерадивые управляющие компании отвечают эксперты.

В прошлом году лицензирование прошли практически все управляющие компании Новосибирской области. Возникает вопрос: кому нужен закон, который даёт «зеленый свет» всем игрокам рынка ЖКХ? Даже тем, чья работа вызывала потоки нареканий?

Поначалу контролеры-общественники, члены лицензионной комиссии, «резали» лицензии налево-направо.

— Затем нас поправили. Сказали, что в законе есть всего два параметра, по которым можно отказать в лицензии — недостоверность и неполнота информации, — комментирует руководитель некоммерческого партнерства «ЖКХ. Контроль-Новосибирск» Сергей Аверьяскин. — Получилась такая ситуация, что все до единого, даже проходимцы и аферисты, с точки зрения общественного контроля, получили лицензии. Но сейчас, по прошествии времени, я понимаю: это очень хорошо, что закон такой мягкий. Почему? Впервые за всю историю существования этого бизнеса и власть, и региональный надзор, и общественники, увидели всех участников рынка вживую. Это как в «Вие»: сказочные герои, страшные и всякие, вышли на свет, их пометили зеленкой, выдали лицензии, и теперь мы знаем, кто этим бизнесом управляет. Именно легкость получения лицензии не позволила им убежать, спрятаться, и теперь мы видим тенденции. Знаем, когда УК создают дубли с тем же наименованием, поменяв, например, кавычки. Это делается для того, чтобы сбросить неликвидный жилой фонд в компании-нулевки, а затем начать банкротить. В такой ситуации проблемы будут у муниципальных образований.

двор.jpg

По мнению экспертов, эффект от нововведений все же будет: мягкий закон о выдаче документов предусматривает жесткие требования лицензионного контроля. Этот механизм может заставить бизнесменов-аферистов покинуть рынок.

— Получить лицензии было нетрудно, — пояснил суть очередного коммунального перелома начальник государственной жилищной инспекции Новосибирской области Евгений Пономарев. — Законодатель не запрашивал большие средства, не устанавливал жесткие препоны. Обучите директора, раскройте информацию в соответствии с федеральным законом и приходите получать лицензию. Подвох лицензирования и жесткость требований вскрылись уже в процессе работы.

Во-первых — это штрафы в размере от 150 до 350 тысяч рублей, которые будут взимать с коммунальщиков за нарушение лицензионных требований. Сумма существенная, особенно для малых предприятий. Во-вторых — за многократные (два и более) нарушения и невыполнение предписаний УК может лишиться права управлять многоквартирником. Если таких домов наберется более 15 процентов от общего количества «квадратов», которые находятся в управлении компании, лицензия будет отозвана. Этот механизм позволит избавиться от нерадивых предпринимателей и навести порядок.

Одна из проблем, которую предстоит решить, связана с обслуживанием многоквартирников, не имеющих управляющих компаний. К концу 2015 года в области насчитывалось 150 таких домов. Назвать их брошенными нельзя, отметил Евгений Пономарев, однако подчеркнул, что поиск новой УК — дело нескорое и непростое. По закону, если жить в доме небезопасно, нужно объявить чрезвычайную ситуацию локального характера. Затем муниципалитет назначит организацию, обслуживающую дома по последнему принятому тарифу — из числа УК, стабильно работающих на рынке. Свет, тепло и вода в доме должно быть обеспечены.

Львиная доля ветхого жилья находится в Первомайском районе Новосибирска, чуть меньшая — в Ленинском. Что касается домов, расположенных в районах области, муниципальные образования уже приняли решения об их обслуживании.

Сергей Аверьяскин считает, что 2016 год начнется с перетряски рынка. Появится много брошенного жилфонда, поэтому надо ужесточить закон об ответственности для тех, кто управлял домами, а по окончании срока договора их бросил.