USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Дружба домами — гигантам в помощь

Наталья НАШТАЛОВА
На встречах, которые проводит Новосибирский региональный центр субконтрактации, промышленники узнают, как оптимизировать производство и увеличить прибыль. Фото из архива Новосибирского регионального центра субконтрактации
На встречах, которые проводит Новосибирский региональный центр субконтрактации, промышленники узнают, как оптимизировать производство и увеличить прибыль. Фото из архива Новосибирского регионального центра субконтрактации

Промышленники региона освоили для себя новый способ минимизации издержек

Кризис — это не только время испытаний на прочность, но и время новых возможностей. Предприятия стали более пристально следить за своими затратами и стремятся всеми способами минимизировать издержки. Отличный способ в этом преуспеть — организовать работу с помощью субконтрактации. О том, что это такое, мы попросили рассказать Сергея Иванова, руководителя Новосибирского регионального центра субконтрактации.

— Сергей Анатольевич, слово субконтрактация пока еще не на слуху. Что оно означает?

— Слово импортное, а вообще это кооперация. В Советском Союзе по такому принципу строилось почти все производство. Были основной заказчик — государство, основной поставщик (контрактор) — министерство либо его головное предприятие. Также был и субконтрактор — это предприятие, которое поставляло для основного производителя детали, узлы и прочие составные части.

— Чем занимается ваш центр и когда он начал работу?

— Центр субконтрактации был создан в 2008 году на базе Новосибирского завода химконцентратов при участии департамента промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области.

Деятельность центра заключается прежде всего в популяризации субконтрактных отношений. Наша задача — организация семинаров, круглых столов, выставок, бирж, поиск поставщиков и заказчиков и налаживание взаимодействия между ними. Такая помощь, на мой взгляд, необходима всем промышленникам региона. Бывают ситуации, когда на одном из созванных нами круглых столов предприниматель обозначает проблему изготовления детали, для которой он не может найти исполнителя, показывает чертеж. Тут же сидит директор другого предприятия, который может выполнить данный заказ. Они смотрят друг на друга и делают открытие, что они — соседи и что у них чуть ли не общий забор. Только вот раньше как-то все не получалось объединиться…

— Субконтрактация выгодна всем участникам процесса?

— Разумеется. Так, контракторы, как правило, это разные предприятия, благодаря такому разделению труда получают высокий уровень загрузки своего оборудования. В этом случае они самостоятельно производят только узлы, несущие в себе ключевые ноу-хау, и осуществляют финишную сборку. Все остальные узлы и детали производятся на других предприятиях по субконтракту. Такой подход позволяет малым и средним предприятиям производить качественную продукцию без затрат на приобретение оборудования и аренду производственных площадей. Это существенно повышает конкурентоспособность как на уровне предприятия, так и на уровне региона.

— Могли бы вы привести примеры субконтрактационных отношений в нашей области?

— Многие предприятия работают по системе субконтракта: завод «Карьермаш», Новосибирский завод имени Кузьмина, компания «Антифрикционные сплавы» и многие другие. Это очень удобно. Допустим, предприятию нужна одна уникальная деталь, сложная, штучная. Перестраивать все производство для изготовления небольшого количества таких деталей неэффективно. Более выгодно заказать их на небольшом профильном производстве. Мы не раз помогали новосибирским компаниям в поиске таких решений.

— Каковы, на ваш взгляд, перспективы субконтрактации?

— Она будет развиваться дальше. Мировая практика показывает, что такой способ организации производства очень выгоден. Применение этого механизма позволяет головному предприятию избавиться от непроизводительных издержек на содержание не полностью загруженных производств и сконцентрировать усилия на таких задачах, как модернизация или обновление модельного ряда выпускаемой продукции.

На примере японского машиностроения видно, что если разработчик Toyota находится в Японии, то определенные сборочные производства расположены в России, Бразилии, США. Вряд ли столь успешные промышленные гиганты стали бы применять в своей работе нелогичные схемы.

— Достаточно ли у нас специалистов, которые понимают в субконтрактации?

— Организация производства по способу субконтрактации требует определенных знаний, прежде всего технологических, поэтому специалистов, конечно, не много, все они — штучный товар. Профессионал, который этим занимается, должен обладать знаниями как технолога производства, так и коммерсанта. Надо представлять себе всю технологическую цепочку и понимать, где дешевле сделать и каким образом. К сожалению, в вузах почти не обучают этому способу организации производства.