Аграрии терпят убытки от мокрого зерна, но экономят на сушилках
Влажное зерно чуть не каждый год оборачивается головной болью для сибирских аграриев, и каждый раз крестьянин чешет затылок: «Иметь или не иметь… сушилку?»
Как только приближается уборка зерновых, хозяйственники начинают жить надеждой, что очередная страда обойдется без дождей. А они, окаянные, тут как тут — который уже год подряд! Тогда-то душу терзает укор: «Почему не позаботились о сушилке? Что делать с мокрым зерном?..»
— Сушить! — уверен директор ЗАО СХП «Ильинское» Доволенского района Александр Головчун. — У нас сушилка слабенькая. С большим потоком зерна ей не справиться, но и останавливать обмолот нельзя. По-хорошему, чтобы выполнять первую заповедь хлебороба — засыпать семена, нужно хорошее зерноочистительное и сушильное хозяйство.
Что себе дороже?
А как насчет того, что сушка увеличивает себестоимость зерна? На этот счет твердое мнение у директора ЗАО «Птицефабрика «Каргатская» Каргатского района Александра Полиенко:
— Пропускаешь зерно через сушилку — действительно увеличиваешь стоимость его производства, но это все равно дешевле, чем отправлять урожай на элеватор или губить в поле. За время страды мы прогнали через сушилку 74 процента зерна. Обходимся оборудованием, изготовленным в Новосибирской области. Зерно по влажности было 19–20, а то и больше процентов, сбивали до 14.
Так, может, предприятия, располагающие мощным сушильным хозяйством, и не требуются? Что ж им теперь, закрываться? Именно так ставит вопрос перед коллегами-аграриями директор ОАО «Чистоозёрное хлебоприемное предприятие» Лидия Маст:
— Зачем тогда мы ремонтируем транспортеры, закупаем запчасти впрок, готовим склады, если хозяйства не пользуются нашими возможностями, а сплавляют урожай перекупщикам?
Промокло — поехало
Впрочем, когда нынче «засентябрило» и «заоктябрило» дождями, о мощностях предприятия Лидии Маст вспомнили.
— Главной проблемой уборочной кампании 2015 года стало влажное зерно. Первые поля комбайнеры убирали еще в нормальных условиях. С такой массой урожая можно было работать. А когда с полей пошло мокрое зерно, своими силами мы уже не могли справиться. Тогда машины прямо с полос потянулись в Чистоозёрное хлебоприемное предприятие, в распоряжении которого достаточно сушильных установок, — рассказывает директор ПСК «Колхоз имени Мичурина» Чистоозёрного района Василий Розенталь.
В хозяйствах области есть и такие сушилки. Фото Аркадия УВАРОВА
С теми предприятиями, которые сушат и хранят зерно, необходимо выстраивать взаимовыгодные отношения, убежден директор ЗАО «Черемошинское» Краснозёрского района Геннадий Антонов. Что черемошинцы и делают, рассчитываясь зерном по гарантированной цене за услуги Новосибирского мелькомбината № 1. «Но почему бы мельничному предприятию не позаботиться об обеспечении районов мобильными зерносушилками?» — интересуется Геннадий Петрович, на что директор ЗАО «Мелькомбинат № 1» Дмитрий Трубачёв отвечает, что «невозможно сразу дворец выстроить». Селяне должны пускать в оборот неиспользуемые земли, а переработчики оказывать посильную помощь горючим, запчастями, семенами.
К слову, по информации главы Краснозёрского района Александра Баева, местные предприятия проявляют активность в оснащении сушильным оборудованием. Высокопроизводительный агрегат стоимостью 10 миллионов рублей установлен в Краснозёрской МТС. А крестьянское (фермерское) хозяйство Клиншова обзавелось передвижной (мобильной) зерносушилкой.
Одна из таких установок демонстрировалась на октябрьских Днях урожая Новосибирской области. Представитель фирмы-поставщика Вячеслав Юдин уверяет, что на таком оборудовании можно просушивать до 30 тонн зерна в час. Установка на колесах, ее можно перемещать и ставить в нужном для подработки урожая месте. Главное условие — наличие источника электроэнергии для питания либо вала отбора мощности дизеля, чтобы все закрутилось. Такие установки уже приобретены рядом хозяйств Тогучинского, Краснозёрского, Доволенского районов, проявили себя в страду надежными помощниками полеводов.
Запасной вариант
И все-таки многие хозяйственники склоняются к тому, что выгоднее стационар. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Алексей Леонидов из Ордынского района капитально отремонтировал две имеющиеся на его базе сушилки, а в 2014 году приобрел и установил третью. Теперь нет никаких проблем в работе не только с пшеницей, но и с гречихой, которая фермером возделывается.
В идеале, рассуждают многие, лучше всего выстроить время жатвы так, чтобы обойтись без использования сушильного оборудования, особенно при засыпке семян. Как известно, зернышки негативно реагируют на отклонения от щадящего режима сушки — «голосуют» снижением всхожести…
— Почти не пользовались сушилкой, — делится итогами страды директор ОАО «Жуланка» Кочковского района Олег Мазалов. — Молотили в хорошую погоду. Через тепловые камеры пропустили только пятую часть зерна.
Эх, всем бы так!
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Василий ПРОНЬКИН, заместитель председателя правительства — министр сельского хозяйства Новосибирской области:
— Среди пяти наименований техники, приобретение которой будет субсидироваться из областного бюджета, есть и зерноочистительная, сушильная. В хозяйствах региона 293 зерносушилки, 268 из них в этом году работали. Но хочу сказать, что наша задача — сделать так, чтобы крестьяне умели вовремя начинать, проводить и завершать полевые работы. Самый лучший хлеб — тот, что собран при естественной сушке.