USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Аграрии терпят убытки от мокрого зерна, но экономят на сушилках

Николай ЦАРЕВ
Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА

Влажное зерно чуть не каждый год оборачивается головной болью для сибирских аграриев, и каждый раз крестьянин чешет затылок: «Иметь или не иметь… сушилку?»

Как только приближается уборка зерновых, хозяйственники начинают жить надеждой, что очередная страда обойдется без дождей. А они, окаянные, тут как тут —  который уже год подряд! Тогда-то душу терзает укор: «Почему не позаботились о сушилке? Что делать с мокрым зерном?..»

— Сушить! — уверен директор ЗАО СХП «Ильинское» Доволенского района Александр Головчун. — У нас сушилка слабенькая. С большим потоком зерна ей не справиться, но и останавливать обмолот нельзя. По-хорошему, чтобы выполнять первую заповедь хлебороба — засыпать семена, нужно хорошее зерноочистительное и сушильное хозяйство.

Что себе дороже?
А как насчет того, что сушка увеличивает себестоимость зерна? На этот счет твердое мнение у директора ЗАО «Птицефабрика «Каргатская» Каргатского района Александра Полиенко:

— Пропускаешь зерно через сушилку — действительно увеличиваешь стоимость его производства, но это все равно дешевле, чем отправлять урожай на элеватор или губить в поле. За время страды мы прогнали через сушилку 74 процента зерна. Обходимся оборудованием, изготовленным в Новосибирской области. Зерно по влажности было 19–20, а то и больше процентов, сбивали до 14.

Так, может, предприятия, располагающие мощным сушильным хозяйством, и не требуются? Что ж им теперь, закрываться? Именно так ставит вопрос перед коллегами-аграриями директор ОАО «Чистоозёрное хлебоприемное предприятие» Лидия Маст:

— Зачем тогда мы ремонтируем транспортеры, закупаем запчасти впрок, готовим склады, если хозяйства не пользуются нашими возможностями, а сплавляют урожай перекупщикам?

Промокло — поехало
Впрочем, когда нынче «засентябрило» и «заоктябрило» дождями, о мощностях предприятия Лидии Маст вспомнили.

— Главной проблемой уборочной кампании 2015 года стало влажное зерно. Первые поля комбайнеры убирали еще в нормальных условиях. С такой массой урожая можно было работать. А когда с полей пошло мокрое зерно, своими силами мы уже не могли справиться. Тогда машины прямо с полос потянулись в Чистоозёрное хлебоприемное предприятие, в распоряжении которого достаточно сушильных установок, — рассказывает директор ПСК «Колхоз имени Мичурина» Чистоозёрного района Василий Розенталь.

097-05-01.jpg

В хозяйствах области есть и такие сушилки. Фото Аркадия УВАРОВА

С теми предприятиями, которые сушат и хранят зерно, необходимо выстраивать взаимовыгодные отношения, убежден директор ЗАО «Черемошинское» Краснозёрского района Геннадий Антонов. Что черемошинцы и делают, рассчитываясь зерном по гарантированной цене за услуги Новосибирского мелькомбината № 1. «Но почему бы мельничному предприятию не позаботиться об обеспечении районов мобильными зерносушилками?» — интересуется Геннадий Петрович, на что директор ЗАО «Мелькомбинат № 1» Дмитрий Трубачёв отвечает, что «невозможно сразу дворец выстроить». Селяне должны пускать в оборот неиспользуемые земли, а переработчики оказывать посильную помощь горючим, запчастями, семенами.

К слову, по информации главы Краснозёрского района Александра Баева, местные предприятия проявляют активность в оснащении сушильным оборудованием. Высокопроизводительный агрегат стоимостью 10 миллионов рублей установлен в Краснозёрской МТС. А крестьянское (фермерское) хозяйство Клиншова обзавелось передвижной (мобильной) зерносушилкой.

Одна из таких установок демонстрировалась на октябрьских Днях урожая Новосибирской области. Представитель фирмы-поставщика Вячеслав Юдин уверяет, что на таком оборудовании можно просушивать до 30 тонн зерна в час. Установка на колесах, ее можно перемещать и ставить в нужном для подработки урожая месте. Главное условие — наличие источника электроэнергии для питания либо вала отбора мощности дизеля, чтобы все закрутилось. Такие установки уже приобретены рядом хозяйств Тогучинского, Краснозёрского, Доволенского районов, проявили себя в страду надежными помощниками полеводов.

Запасной вариант
И все-таки многие хозяйственники склоняются к тому, что выгоднее стационар. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Алексей Леонидов из Ордынского района капитально отремонтировал две имеющиеся на его базе сушилки, а в 2014 году приобрел и установил третью. Теперь нет никаких проблем в работе не только с пшеницей, но и с гречихой, которая фермером возделывается.

В идеале, рассуждают многие, лучше всего выстроить время жатвы так, чтобы обойтись без использования сушильного оборудования, особенно при засыпке семян. Как известно, зернышки негативно реагируют на отклонения от щадящего режима сушки — «голосуют» снижением всхожести…

— Почти не пользовались сушилкой, — делится итогами страды директор ОАО «Жуланка» Кочковского района Олег Мазалов. — Молотили в хорошую погоду. Через тепловые камеры пропустили только пятую часть зерна.

Эх, всем бы так!

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Василий ПРОНЬКИН, заместитель председателя правительства — министр сельского хозяйства Новосибирской области:
— Среди пяти наименований техники, приобретение которой будет субсидироваться из областного бюджета, есть и зерно­очистительная, сушильная. В хозяйствах региона 293 зерносушилки, 268 из них в этом году работали. Но хочу сказать, что наша задача — сделать так, чтобы крестьяне умели вовремя начинать, проводить и завершать полевые работы. Самый лучший хлеб — тот, что собран при естественной сушке.