В поисках баланса
Как наполнить областную казну, чтобы дефицит денег не прокрался в год новых бюджетных надежд
Год можно назвать годом литературы, годом дружбы и любви ко всему человечеству, но среди всех названий первенствует год финансовый. Это название из «песни» не выкинешь. И завершается каждый год сведением баланса, чтобы образовавшийся дефицит не прокрался в год новых бюджетных надежд.
В эти дни наш регион в стадии активного бюджетного планирования. Конечно, в идеале оно должно проходить так. Каждая семья верстает свой план, передает его главе своего поселения (города), семейный план вписывают в общепоселенческий (городской), затем вся эта бухгалтерия дрейфует в законодательный орган региона, где все финансовые ручейки сводят воедино. Москва в свою очередь выставляет общефедеральные приоритеты и обеспечивает финансирование на территориях регионов.
Могут ли такие фантазии стать реальностью? Насколько толст фолиант областного бюджета и кто его читает? От чего возникает дефицит казны? Во всех этих вопросах попробуем разобраться с помощью министра финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталия Голубенко.
Бюджет открыт и прозрачен
Если начать с первого вопроса, то ответ на него, похоже, положительный. Иначе как «прочитать» объявленный министерством финансов и налоговой политики Новосибирской области конкурс «Бюджет для граждан», в котором есть такая, например, номинация, как «Бюджет и гражданские инициативы»?
Победитель в этой номинации — группа под руководством преподавателя СИУ РАНХиГС Марии Подхватилиной. По ее мнению, назрела необходимость внедрения принципиально новой модели взаимоотношений власти и общества. Такой моделью может стать «модель партиципаторного бюджетирования» муниципального образования, подразумевающая прямое участие граждан в процессе распределения бюджетных средств для финансирования приоритетных направлений развития территории в рамках вопросов местного значения. Но чтобы грамотно участвовать, надо вникать.
— Бюджет открыт, прозрачен, его обсуждали несколько раз на заседаниях комитетов перед первым и вторым чтениями, он прошел общественные слушания, — заверяет Виталий Голубенко.
Семь комитетов Заксобрания неоднократно и с пристрастием читали основной документ области за текущий год, обсуждали проект закона «Об областном бюджете Новосибирской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов», особенно вникая в финансирование своих компетенций.
Кстати, о чтении. По словам главы регионального минфина, бюджет на бумажном носителе — это пять тысяч страниц седьмым (мелким) шрифтом. Если шрифт увеличить до удобочитаемого 14-го, соответственно фолиант будет занимать десять тысяч страниц.
Виталий Голубенко готов подписывать его электронный вариант для экономии, но пока закон предусматривает «бумагу».
Специфика трансфертов
Итак, дано: доходная часть бюджета Новосибирской области на 2015 год была запланирована на уровне 87 миллиардов рублей. За десять месяцев удалось собрать в казну 71 миллиард рублей.
График поступлений не соблюдается: это 81 процент к годовому плану. Расходная часть бюджета за 10 месяцев 2015 года составила 92 миллиарда 600 миллионов рублей, дефицит — 6 миллиардов 974 миллиона рублей, — подсчитал Виталий Голубенко.
Говоря еще об одной составляющей бюджета — федеральных трансфертах, — министр уточнил, что тут есть специфика. Как правило, в течение года корректировка главного финансового документа области связана с уточнением трансфертов из федерального бюджета. На этот раз за счет этой поддержки и перераспределения бюджетных средств удалось расшить наиболее узкие места. В том числе увеличить меры поддержки многодетным семьям, число переселенцев из аварийного жилья, затраты на капремонт многоквартирных домов, приобрести здание для поликлиники в городе Оби, автомобили скорой помощи и медикаменты; ввести в эксплуатацию 16 ФАПов.
Министр уточнил, что в результате вносимых изменений доходная часть бюджета 2015 года составит 105,4 миллиарда рублей, расходы — 116,7 миллиарда. Дефицит областного бюджета остается без изменений — 11 миллиардов 310 миллионов рублей.
Четыре основных источника
Бюджет Новосибирской области на 2016 год разрабатывался с задачей восстановления экономического роста.
— Мы ориентируемся на рост физических объемов в производстве и оказании услуг на 1,5–2 процента. Торговля дает прирост, но в основном за счет роста цен, в том числе в связи с изменением курса национальной валюты: по объемам товарооборота произошло его снижение, но параллельно происходит рост стоимости товаров, поэтому в целом увеличились налоговые поступления, — отметил министр.
Казна пополняется в основном четырьмя «реками». В структуре налогов, формирующих доходную часть бюджета области, на первом месте — налог на доходы физических лиц (НДФЛ), на втором — налог на прибыль, далее — налог на имущество организаций и акцизы.
— Все внимание при бюджетном планировании привязано к этим налогам, к их налогооблагаемой базе, потому что ее провалы оборачиваются тем, что бюджет крупными суммами теряет финансовые ресурсы. В 2013 году мы сразу миллиардов восемь недобрали налога на прибыль, в 2014 году — минус 10 процентов к уровню 2013 года шли, в этом году — еще минус 2 процента уже к предыдущему году. Анализ исполнения бюджета текущего и прошлого годов показал, что падение только в одном сегменте, финансовом секторе, дало как прямую, так и косвенную потерю в динамике налога на прибыль, — констатировал Виталий Голубенко.
В этом году бюджет «подкосили» имущественные вычеты, они выросли в сравнении с 2014 годом на 0,5 процента. Конечно, с точки зрения покупателей жилья (а именно здесь самые большие вычеты), это хороший показатель социальной экономики. Но мы тут считаем общие деньги, и для тех, кто не тратился на новую квартиру, общий убыток чувствителен.
Возврат по НДФЛ министр финансов охарактеризовал как очень динамичный: за весь 2014 год возврат составил 4,2 миллиарда рублей, нынче этой суммы бюджет лишился уже за девять месяцев. И, по прогнозу Виталия Голубенко, придется вернуть еще два миллиарда. В полтора раза вырос возврат по налогу на прибыль, который министр назвал индикатором экономического здоровья предприятий. Плохое «здоровье» у недавних лидеров в таких сферах, как финансы (минус 85 процентов), транспорт, строительство (минус 20).
В прошлом году финансисты заплатили 3,4 миллиарда рублей налогов на прибыль в областной бюджет, в этом году — всего 485 миллионов. Падающий тренд в банковской сфере, по мнению Виталия Голубенко, объясняется изменением ключевой ставки Центробанка РФ. Сбербанк России — основной плательщик в регионе по налогу на прибыль — в прошлом году понес убытки, из-за которых предъявил к возврату из областного бюджета 2,8 миллиарда рублей.
Смена лидеров
К счастью, не все мрачно и безысходно. Хорошую динамику по налогу на прибыль и соответствующее здоровье показывает целый ряд отраслей. В связи с этим можно говорить о том, что произошло перераспределение налоговой нагрузки. Лидерами стали предприятия по добыче полезных ископаемых — 162 %, аграрный сектор — 147 %, производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 139 %, обрабатывающие производства — 124 %, оптово-розничная торговля — 122 %, операции с недвижимым имуществом — 114 %.
Хорошие показатели НДФЛ в IT-секторе — почти 111 %. В частности за счет роста числа зарегистрированных в регионе организаций, чему явно способствовали налоговые льготы на прибыль, предоставленные «айтишникам».
Что касается акцизов, то они могли бы приносить куда более весомый доход, если бы весь алкоголь, который пьют новосибирцы, изготавливался на территории нашего региона. Пока можно рассчитывать только на производителей пива — у нас их четыре. А вот Сибирский ликероводочный завод снизил объемы производства. И налоги с наших застолий фактически уходят за пределы области.
Налог на имущество организаций ощутим для бюджета при условии роста вложения в основные средства производства, у нас пока отрицательная динамика — минус 2 процента.
— Без дешевых кредитов нет серьезных инвестиционных проектов, — объяснил эту прямую зависимость Виталий Голубенко.
Как спать спокойно?
Слоган «Заплати налоги и спи спокойно» остается актуальным.
Недоимка за десять месяцев 2015 года — 5 миллиардов 819 миллионов рублей. Самая существенная сумма недобора приходится на транспортный налог — 1 миллиард 738 миллионов. Есть недоимка по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц.
Кстати, в 2016 году бюджет Новосибирской области недосчитается штрафов от ГИБДД. В текущем году инспекция перечислила около 800 миллионов рублей, и объем этих средств год от года давал значительный прирост, несмотря на огромное число должников. По данным Виталия Голубенко, около четверти выписанных штрафов зависают в долгах. Бороться с этим злом решили на федеральном уровне, установив льготу: если в течение двадцати дней водитель готов заплатить, то штраф взимается в половинном размере.
Ожидается, что такая мера будет широко использоваться, и объем поступающих средств соответственно упадет вдвое. И даже если самым злостным должникам понравится льгота и они начнут расплачиваться в срок, бюджет все равно останется внакладе.
Кстати, начиная с 2017 года, штрафы от ГИБДД напрямую будут зачисляться в дорожный фонд области. В нынешнем и следующем годах эти деньги распределяются в основном на статьи расходов социальной сферы.
Обременяет бюджетный процесс и государственный долг, но такие долги — обычная практика. Главное — не превышать установленные лимиты.
По уровню долговой нагрузки среди регионов РФ Новосибирская область находится на 53-м месте из 85 субъектов. То есть в данном случае нижние ступени — самая лучшая характеристика.
Руководитель областного минфина при этом заметил, что регион никогда не был высокодотационным и имел хороший уровень собственных доходов.