USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Корм для кошек покупают в супермаркетах экономные потребители

Инна ВОЛОШИНА
Фото с сайта i.huffpost.com
Фото с сайта i.huffpost.com

Новосибирские покупатели не экономят только на детях и кошках

Времена безудержного и бездумного потребления, похоже, канули в лету — нынче наши сограждане подходят к приобретению необходимых товаров более осознанно, считая буквально каждый рубль. И, по всей видимости, это не временная стратегия. К такому выводу пришли участники II Сибирского форума «Ритейл будущего: потенциал региональных рынков», который прошел в Новосибирске.

В торговый центр как в музей
Хорошо это или плохо, но поведение российских покупателей изменилось, причем кардинально, и ритейлерам, если они хотят выжить, придется с этим смириться. Многие торговые сети уже сильно «сжались», и, как прогнозируют аналитики, этот процесс продолжится. Тем, кто все же останется на рынке, придется использовать в борьбе за кошельки потребителей новые подходы.

— Сегодня в экономике происходят процессы, которые кардинально меняют рынок. Изменяются сами правила игры в сфере ритейла, и следует принять тот факт, что это не временное явление, а новая реальность, в которой придется строить бизнес, — констатирует генеральный директор компании YConsulting Дарья Ядерная. — Если говорить в целом, то главным образом на ситуацию влияют несколько факторов. Во-первых, это торговые санкции в отношении западных стран и наметившийся в связи с этим рост отечественного товарного производства. Во-вторых, изменившееся положение дел на рынке коммерческой недвижимости (сегодня многие владельцы торговых помещений готовы брать с потенциальных арендаторов не фиксированную арендную плату, а процент от оборота). Наконец, дорогие кредиты для бизнеса — привлекать средства становится все труднее. Ну и, конечно же, не стоит забывать о курсе валют.

По словам Дарьи Ядерной, в Москве количество вакантных торговых площадей постоянно возрастает. Впрочем, то же самое можно сказать и про Новосибирск, где количество различных торговых центров превышает всякие разумные пределы. Многие ТЦ и в добрые-то времена стояли наполовину пустыми, а что говорить про сегодняшний день? Кроме того, аналитики отмечают падение покупательского трафика (в зависимости от региона он снизился от 8 до 15 процентов). Иными словами, люди стали реже ходить в магазины. А те, кто все же продолжают посвящать свой досуг ставшему привычным развлечению, все реже и реже что-нибудь покупают, приходя в торговый центр как в музей или на вернисаж. Поэтому владельцы ТЦ стараются всеми силами удержать арендаторов: предлагают им различные скидки и отсрочки и даже идут на разделение рисков — вместо арендной платы соглашаются брать процент от оборота.

Состояние неопределенности
Отчего же люди перестали ходить в магазины? Ответ, по мнению экспертов, лежит на поверхности. Из-за санкций поставки многих товаров в Россию прекратились, из-за падения рубля цены существенно выросли, причем зачастую непропорционально к стоимости валюты (понятно, что ритейлеры пытаются подстраховаться). Кроме того, сегодня, в отличие от экономического кризиса 2008–2009 годов, мы наблюдаем реальное сокращение доходов населения. Зарплаты снижаются, а многие и вовсе остаются без работы. Неопределенность — это слово, пожалуй, больше всего подходит, чтобы охарактеризовать сегодняшнюю ситуацию.

Из-за такого положения вещей многие люди стремятся сохранить то, что у них осталось. Они стали меньше зарабатывать, но при этом стараются больше откладывать. Многие покупают более дешевые продукты. А вот про одежду и обувь такого не скажешь: часть потребителей стараются удержаться в своей страте (социальном слое) и не переходят в более дешевый сегмент. Существенно обострилась конкуренция в сфере товаров для красоты и здоровья: многие торговые сети готовы предоставлять покупателям гигантские скидки, только чтобы привлечь людей в свои магазины. А больше всего, по мнению экспертов, пострадали те, кто продает товары длительного пользования, к примеру, мебель, бытовую технику и электронику. Впрочем, это вполне объяснимо, стоит вспомнить прошлогодний декабрь, когда обезумевшие покупатели штурмовали торговые центры, покупая впрок холодильники и телевизоры.

— Сегодня люди не уверены ни в чем: ни в своем трудоустройстве в случае потери работы, ни в уровне доходов, поэтому просто не готовы тратить, — отмечает руководитель отдела по работе с розничными сетями по Сибирскому и Дальневосточному ФО Nielsen Ольга Севостьянчикова. — Они покупают лишь самое необходимое, причем ищут магазины с низкими ценами, отказываются от развлечений, переходят в более дешевый сегмент, экономят даже на лекарствах — берут более дешевые аналоги. При этом потребитель становится более требовательным: приобретая те же продукты питания, люди, кроме цены, учитывают еще качество и состав, внимательно читая этикетки. То есть соотношение цена — качество по-прежнему их волнует.

В выигрыше — крупные игроки
Если же говорить об отдельных группах товаров, то, по словам Ольги Севостьянчиковой, данные исследований свидетельствуют о том, что существенно сократилось потребление алкоголя, шоколада, средств женской гигиены и товаров по уходу за собой. А вот потребление молока, творога, детского питания и, как ни странно, корма для кошек даже выросло. То есть на детях и кошках россияне экономить пока не собираются.

— В будущем нас ожидает дальнейший рост ставок по кредитам для бизнеса, поскольку не наблюдается роста инвестиций, а также снижение роста розничных продаж, так как ставки по потребительским кредитам также растут, — говорит управляющий директор департамента кредитования регионального и среднего бизнеса банка ВТБ Юлия Сидская. — В выигрыше будут крупные игроки (пример тому — новосибирская сеть «Обувь России»), которые сегодня приобретают активы. Такие сети, как «Лента», «Магнит», «О Кей», наоборот испытывают отток покупателей. Я хотела бы также отметить, что наблюдается снижение доли импортных товаров на рынке, но отнюдь не из-за импортозамещения, а из-за общего снижения товарооборота.

Стратегия выживания
Что же делать ритейлерам, чтобы привлечь к себе нового «умного» потребителя? По мнению Дарьи Ядерной, упор следует сделать на максимальную отладку бизнес-процессов и привлечение лучших кадров. Именно сегодня, с точки зрения эксперта, можно за относительно небольшие деньги нанять высокопрофессиональных специалистов. Впрочем, руководитель компании HeadHunter Сибирь Екатерина Дегтярева не вполне разделяет это мнение.

— Впечатление, что теперь можно дешево приобрести хорошего специалиста, обманчиво, — считает Екатерина Дегтярева. — Предложений на рынке труда действительно много, но кто все эти люди? В большинстве своем те, кто был уволен или сокращен из-за недостаточной эффективности, квалификации или по каким-то другим причинам. Профессионалы высокого класса, как правило, трудоустроены, более того, в сложившейся непростой экономической обстановке они стараются демонстрировать лояльность и держатся за свои рабочие места.

С точки зрения Ольги Севастьянчиковой, сегодня успешная стратегия для ритейлеров должна включать обязательное проведение эффективных промо-акций (кстати, 70 процентов всех розничных продаж стирального порошка в России происходит благодаря таким акциям), сбалансированный ассортимент и поддержание лояльности потребителя. Можно также попробовать сыграть на семейных ценностях (то есть предлагать товары для дома и семьи) и патриотизме (отличный пример — шоколад «Алёнка», продажи которого не только не упали, но даже выросли). Так что, похоже, поумневшему российскому покупателю предстоит стать еще умнее…

КОММЕНТАРИЙ
Лариса ЯРКОВА, заместитель министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области, начальник управления по регулированию потребительского рынка и сферы услуг:
— Сегодня в Новосибирской области в сфере торговли работают более 280 тысяч человек. Доля торговли в валовом ре­гиональном продукте составляет 16,2 процента. В последние годы мы наблюдали постоянный рост оборота в розничной торговле, сейчас картина обратная — мы видим спад как в сфере розницы, так и в сфере оптовой торговли. Причина тому одна — снижение платежеспособности. По величине оборота в оптовой торговле мы занимаем первое место в Сибирском федеральном округе и второе место (после Красноярского края) в торговле розничной.

На территории Новосибирской области сегодня действует более ста крупных и средних торговых сетей, на долю которых приходится 52 процента от оборота. В минувшем году в сферу торговли была инвестирована рекордная сумма — 15,4 миллиарда рублей (для сравнения: в 2013 году — лишь 3,5 миллиарда). На территории нашего региона было открыто 239 торговых центров. Таким образом, сегодня обеспеченность торговыми площадями каждого жителя области в два раза выше нормы. Кроме того, мы являемся лидерами в СФО в сфере общественного питания — около двух тысяч предприятий, и количество их постоянно растет.

В регионе действует ведомственная целевая программа по развитию торговли на 2015–2019 годы. Главной ее задачей является сохранение объектов розничной торговли на селе. Сегодня в 189 населенных пунктах области нет магазинов, что создает большие проблемы. Другая, не менее важная задача ведомственной целевой программы — организация продовольственных ярмарок. Такие ярмарки значительно облегчают местным производителям продуктов питания выход на рынок и заключение деловых контрактов: есть примеры, когда торговые сети именно на ярмарках находили себе поставщиков. Кроме того, цены на продукты тут ниже на 15–20 процентов.