USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Идею возрождения вытрезвителей поддерживают врачи

Наталья НАШТАЛОВА
Помочь страждущему — это святой долг, но каково приходится врачам? Фото Аркадия УВАРОВА
Помочь страждущему — это святой долг, но каково приходится врачам? Фото Аркадия УВАРОВА

Впереди праздники и морозы. Врачи скорой помощи готовятся к сбору нетрезвых «больных».

Острее встает вопрос с возрождением системы медвытрезвителей, который сейчас активно обсуждается экспертами и обществом.
Общественная палата России обратилась к регионам с вопросом: готовы ли они восстановить эту систему? Руководство 17 областей выступило за, власти еще пяти субъектов, в том числе и наш регион, пока думают. Готовы открыть теоретически, если будут финансы, но в новом формате, в виде отделений при больницах.

«Приходилось дверь держать ногой...»
Первыми в ряду желающих возрождения вытрезвителей хоть в каком виде — врачи скорой помощи, которые вынуждены собирать пьяных по квартирам и улицам. Следом идут те, кто работает в токсикологических отделениях.

— После того как исчезли медвытрезвители, поток людей с алкогольными отравлениями вырос, — рассказывает на условиях анонимности врач с 20-летним стажем работы в токсикологии одной из городских клинических больниц. — Наша задача — привести таких пациентов в чувство. Первым делом им промывают желудок, потом, если не полегчало, везут в отделение. Долго их не держат, потому что просто не хватает мест. Толкотня бывает просто невыносимая. Вы представьте, здесь могут встретиться и бомжи, и алкоголики со стажем, подраться друг с другом между делом.

Раньше, когда работали медвытрезвители в системе МВД, происходил отсев. К нам везли только «каталочных», тех, кто не просто пьян, а кому реально тяжело и нужна помощь медиков, кто без сознания. Сейчас везут всех подряд, и тихих, и буйных, а нас, врачей, в отличие от полиции, эти кадры не боятся. Не раз доставалось и мне, и нашим санитарам. И ногой дверь приходилось держать, спасаться бегством. А я маленькая, хрупкая женщина, у меня дети, если что-нибудь случится со мной, если меня нечаянно покалечат, кому я буду нужна? Конечно, с вытрезвителями надо что-то решать.

Поставят на ноги, но за деньги?
— Специальные отделения в больницах для таких людей, конечно, нужны, — продолжает тему Ирина Большакова, главный врач станции скорой медицинской помощи Новосибирска, — но только для тех, кто действительно нуждается в оказании медпомощи, например, при получении травмы. Так они будут изолированы от других пациентов, находящихся на лечении в стационаре.

Кстати сказать, опыт со специальными палатами в нашем регионе уже был, но прижился только в области.

— Осенью 2012 года в рамках антиалкогольной программы минздрава открылись консультационно-диагностические палаты по всему региону, — комментирует главный нарколог Новосибирской области Равиль Теркулов. — Там наблюдали за лицами, находящимися в состоянии опьянения. Поток больных по городу почему-то был небольшим, за год в палату поступило всего 53 пациента, поэтому было принято решение ее закрыть. В районах области такие палаты в настоящее время успешно действуют на базе ЦРБ.

Решать проблему с вытрезвителями, считает нарколог, надо по примеру Татарстана и Башкортостана. Там созданы отделения не медицинской, а социальной помощи, куда полицейские доставляют нетрезвых граждан. Пациенты вытрезвляются, но уже за деньги. Вопросы, кто бы смог заняться этим в Новосибирске и будут ли протрезвевшие утром граждане оплачивать счета за обслуживание в более или менее комфортных условиях, пока остаются открытыми.