Школьник подарил губернатору свою 3D-скульптуру
Учащийся лицея № 2 из Купино Владислав Чичин подарил губернатору свое миниатюрное скульптурное изображение, выполненное на 3D-сканере
Забавный подарок в виде автопортрета школьник преподнес Владимиру Городецкому на торжественном приеме в правительстве области в честь победы новосибирской команды на II Всероссийском чемпионате рабочих и инженерных профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech.
Самые юные умники
Напомним, в 2014 году в России был дан старт программе JuniorSkills — программе ранней профориентации, основ профессиональной подготовки и соревнований школьников в профессиональном мастерстве на основе международной методики WorldSkills. Программа JuniorSkills стала частью движения WorldSkills, в чемпионатах которого, как известно, учащиеся новосибирской системы профобразования начиная с 2013 года добились многочисленных побед. И вот в соревнование вступили школьники, в том числе юниоры от 10 до 14 лет, и тоже показали выдающиеся результаты.
После участия в чемпионате, что проходил с 31 октября по 3 ноября в Екатеринбурге, по итогам поистине триумфального (5 золотых, 5 серебряных и 5 бронзовых медалей) выступления новосибирцев состоялся торжественный прием у губернатора, где глава региона поздравил ребят с победой и вручил благодарственные письма учащимся и их наставникам. Отметим, что эта встреча в большом зале правительства стала не просто торжественным событием, но подведением итогов работы в этом направлении, а также разговором о перспективах.
Сельская волна Hi-Tech
Еще во время чемпионата компетентность и умения юных представителей нашей области буквально поразили экспертов из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Калининграда и других регионов страны. Об этом рассказал Александр Кочегаров, учитель физики и математики высшей категории, наставник команды новосельской средней школы Купинского района.
— В жюри были удивлены, что в соревновании участвуют сельские школьники, — подчеркнул педагог.
Для учителя причина подготовленности наших ребят не является секретом: это, по его словам, системность работы в данном направлении, а точнее, ряде направлений регионального министерства образования в союзе с руководством региона. Новый импульс развитию этой системы дал проект нынешнего года по инженерно-технологическому образованию школьников — «Инженерные компетенции — сила развития Родины», автором которого стал депутат областного Законодательного собрания, представитель госкорпорации «Ростех» в Новосибирской области, доктор экономических наук Юрий Зозуля. Кстати, участие новосибирской команды в чемпионате WorldSkills Hi-Tech поддерживали три госкорпорации — «Ростех», «РусГидро» и «Сухой». И это знак времени — именно гиганты такого уровня технологичности нуждаются в притоке не просто молодых квалифицированных кадров, но специалистов самой высокой инженерной пробы.
Космический старт
Компетенции, по которым соревновались ребята в Екатеринбурге, были весьма непростыми — от токарных и фрезерных работ на станках с ЧПУ до аэрокосмической инженерии. Подопечные Александра Кочегарова занимались выполнением заданий по электронике, рядом ребята из новосибирской школы № 165 строили ракету.
— Я сомневался, что это в принципе можно сделать, — рассказывает Александр Владимирович. — Они же за два дня не только сделали ее, но и начинили электроникой и совершили запуск.
Какие они, эти дети, за два дня строящие ракеты, программирующие принтеры 3D, обучающие уму-разуму роботов, ювелирно изготавливающие на станках с ЧПУ сложные детали? Не видящие света белого «ботаники-заучки»? Совсем нет! Это обычные ребята, шумные, подвижные, увлекающиеся всем тем, чем увлекаются в их возрасте сверстники. Просто талантливые, упорные, что называется, с инженерным складом ума.
Правда, тут необходима существенная ремарка: условия для развития этих способностей должны планомерно создавать взрослые. И чем раньше такой ребенок выявит свое настоящее призвание, тем лучше. Так, готовящая победителей в соревнованиях по робототехнике и другим инженерно-техническим дисциплинам новосибирская школа № 112 занимается инженерным образованием уже 17 лет, два года назад здесь появился центр технического обучения. По словам директора школы Вадима Платонова, по существу это школьный технопарк, оснащенный современным оборудованием: станками с числовым программным управлением, 3D-принтерами, сканерами, комплектами для работ по робототехнике. Примечательно, что тут имеют возможность заниматься учащиеся не только инженерных классов этой школы, но и других школ и гимназий, причем бесплатно. И вот еще ключевые события последних двух лет: с прошлого учебного года на базе школы работают специализированные классы с углубленным изучением математики – 5-й, 6-й, 8-й, 10-й и 11-й, а также классы инженерно-технологического профиля — 7-й и 9-й, в нынешнем учебном году к ним прибавляются 8-й инженерно-технологический и 7-й класс IT-профиля.
Маркеры будущего
Со своими особенностями и несколько иными параметрами, но в том же направлении развиваются и другие образовательные учреждения, представлявшие область на чемпионате в Екатеринбурге.
Как пояснил через несколько дней на пресс-конференции министр образования, науки и инновационной политики региона Сергей Нелюбов, система специализированных классов, функционирующая в Новосибирской области с 2010 года, в дальнейшем будет ориентирована именно на инженерное образование. За пять лет действия региональной программы по созданию спецклассов их число выросло почти в 10 раз — с 23 до 228. В проекте участвуют девять муниципальных образований в семи районах области и 61 образовательное учреждение. Словом, это и есть та системность, которая привела новосибирских школьников к очередной победе.
Еще одной составляющей, обеспечившей области данные приоритеты, является, безусловно, то, что генеральным партнером реализации образовательной программы инженерных классов стало новосибирское представительство госкорпорации «Ростех». В 2015 году оно инициировало разработку и реализацию проекта открытия специализированных инженерных классов в сельских районах области и предоставило значительные средства на повышение квалификации педагогов.
Автор проекта Юрий Зозуля этим сотрудничеством удовлетворен сполна:
— Когда начинался проект «Инженерные компетенции — сила развития Родины», я, конечно, был рад тому, что педагоги не ждали, когда к ним приедут какие-то умные люди, которые научат жить. В процессе реализации проекта каждый поверил в свои собственные силы. В результате мы показали всем остальным, что и мы не хуже, не глупее, более того, опережая другие территории, мы уже сейчас в какой-то мере создаем будущее.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Павел СКОРОБОГАЧ, 8-й класс, школа № 112 г. Новосибирска, 1-е место в компетенции «Мехатроника»:
— На чемпионате в Екатеринбурге мы с Тимофеем Кривцовым из школы № 179 по заданию, данному главным экспертом, должны были сконструировать и запустить конвейер. Из знаний, полученных в инженерном классе, в этой работе мне больше всего пригодились навыки занятий робототехникой. Она как дополнительный предмет преподается у нас в школе. А опыт по созданию конвейера, думаю, не будет лишним, когда я стану настоящим инженером.
Алёна ЗДАНОВИЧ, 7-й класс, новосельская средняя школа Купинского района, 1-е место в компетенции «Электроника»:
— Инженерный класс у нас открылся только в этом учебном году. Но уже с пятого класса в школе проводились дополнительные занятия по робототехнике, мы стали работать со светодиодами, собирать микросхемы. Я сразу увлеклась этим, мне все как-то легко давалось, было очень интересно. На чемпионате с одноклассницей Аней Бебешко мы должны были собрать «бегущий огонь» и спаять на микросхеме электронный будильник. Золотая медаль на WorldSkills Hi-Tech — моя первая большая награда, до этого были победы на районных олимпиадах по математике и русскому языку. А еще я люблю петь, танцевать, играть в волейбол, футбол, баскетбол.
Вадим ШМОНИН, 8-й класс, школа № 165 г. Новосибирска, 1-е место в компетенции «Аэрокосмическая инженерия»:
— У меня всегда были хорошие отношения с физикой, математикой, другими точными науками, поэтому в нынешнем году я решил пойти в инженерный класс. В Екатеринбурге с двумя ребятами из нашей школы мы сделали, начинили электроникой и запустили ракету. Целенаправленная подготовка к этим соревнованиям продолжалась недели две. Очень пригодились умения, которые я получил на школьных занятиях по технологии, например, паять. Вообще-то мне нравится и то, и другое: сначала думать, изобретать, а потом сделать это своими руками.