Областной бюджет 2016 принят в первом чтении
Третья сессия Законодательного собрания Новосибирской области приняла в первом чтении проект закона «Об областном бюджете Новосибирской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов»
«От таких планов жить хочется». Эту фразу произнес один из авторитетнейших депутатов Заксобрания — председатель комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Николай Мочалин — после завершения доклада министра экономического развития Новосибирской области Ольги Молчановой. На прогнозном плане социально-экономического развития региона, который был представлен депутатам, собственно, и базируются все показатели основного финансового документа области.
Жить хочется всем и при любых обстоятельствах, видимо, поэтому коллеги одобрительно засмеялись в ответ на комментарий Николая Андреевича. А потом высказались уже вполне серьезно о том, как же мы будем жить в обозримом будущем.
За ясную бюджетную политику
Если в цифрах, то главная из них: процент социальных расходов в общей структуре бюджета остается самым большим — 96,3 миллиарда рублей, или 88,5 процента от планируемого объема в 2016 году.
Заместитель председателя правительства области — министр финансов и налоговой политики Виталий Голубенко подчеркнул, что это главный приоритет для областного бюджета, который не будет сокращать расходы на образование, здравоохранение и социальное обеспечение, в том числе страховые взносы на ОМС неработающего населения; расходы дорожного фонда и транспорта; выполнение указов Президента РФ. Среди защищенных статьей — средства на обслуживание госдолга и резервный фонд, включающий обеспечение условий софинансирования госпрограмм совместно с федеральным бюджетом, урегулирование кредиторской задолженности, финансирование государственных и муниципальных учреждений.
Всего в 2016 году доходная часть областной казны запланирована в сумме 103,077 миллиарда рублей, расходная — 108,8 миллиарда, дефицит бюджета в 5,7 миллиарда рублей будет покрываться по нескольким каналам доходности.
Плохая новость: безвозмездные поступления из федерального бюджета в 2016 году уменьшатся по сравнению с текущим годом на 6,2 миллиарда рублей, то есть мы можем рассчитывать лишь на 11,4 миллиарда.
Хорошая новость: формируется федеральный резервный фонд — около 150 миллиардов рублей, в частности, с целью пополнения региональных бюджетов.
Но есть и не финансовая, но не менее важная информация. Ольга Молчанова сообщила, что известное аналитическое агентство Ernst & Young проводило исследование «Производственная и инновационная структура РФ». Результаты выложены на сайте, и в качестве заставочной картинки — символ нашего Академпарка: оригинальная конструкция знаменитого здания Технопарка. Министр «прочитала» это так: «В качестве символа новой экономики выбран Новосибирск».
Кстати, область по уже сложившейся и оправдавшей себя практике формирует трехлетний бюджет, тогда как федеральный предлагается только на один год. Почему?
— В Новосибирской области заключены контракты, выходящие за пределы одного года. Если мы перейдем на однолетнее планирование бюджета, то все такие контракты должны быть расторгнуты. Это нарушит определенность в наших отношениях с контрагентами и подрядчиками. Трехлетний бюджет нивелирует такие риски и позволяет иметь ясную бюджетную политику, что важно для наших партнеров, — пояснил Виталий Голубенко.
План в вопросах и ответах
Несмотря на относительное спокойствие при обсуждении параметров бюджета, все же внутреннее напряжение сохранялось. У депутатов возникло немало резонных вопросов. К примеру, зачем тратиться на четвертый мост при худом бюджете? Ответ последовал убедительный: проектирование и строительство будет в рамках государственно-частного партнерства. Идут расчеты трафика, чтобы определить: как скоро окупится мост при платном проезде. До половины капитальных затрат берет на себя федеральный бюджет — это очень хорошие условия.
Программа «Чистая вода», как «Советская Сибирь» уже писала, подвергается секвестру. Тем не менее к концу 2016 года будет возведено еще 27 объектов в рамках программы. На проезд льготников в бюджете предусмотрено, с учетом роста тарифов, 2,3 миллиарда рублей, что на 19 процентов больше, чем в 2015 году.
Какие статьи бюджета наиболее пострадают? Статья «Национальная экономика» ужимается на 2 миллиарда рублей, в том числе затраты на сельское хозяйство на 1,5 миллиарда. В два раза сокращена госпрограмма по стимулированию инвестиционной активности. А вот дорожный фонд пострадал меньше: с нынешних 7,5 миллиарда до 7,2 миллиарда рублей.
Вопрос о зарплате бюджетников вызвал оживление в зале. Виталий Голубенко объяснил, что заложенный в региональном трехстороннем соглашении (работодатель — власть — профсоюзы) рост МРОТ обусловлен ростом эффективности труда и экономики. Коль эти условия не соблюдаются, то рост зарплат может быть только за счет уменьшения прибыли предприятий, как следствие — это потери налоговых поступлений в бюджет. То есть экономически необоснованный рост зарплат еще сильнее сужает возможности казны. Эта зависимость была объяснена настолько убедительно, что вызвало невольные улыбки: министр был на высоте, хотя он более всех предпочел бы высоту бюджетных показателей.
Председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Александр Морозов завершил обсуждение:
— Параметры документа прошли все экспертизы, в том числе и публичные слушания.
В решении сессии депутаты рекомендовали правительству области принять меры для роста налогового потенциала и уровня собственных доходов областного бюджета, а расходную часть сформировать с учетом наказов избирателей депутатам Законодательного собрания.
Остается добавить, что конструктивное обсуждение документа в первом чтении было обеспечено тем, что накануне губернатор провел координационный совет, на котором представители всех фракций обсудили основные параметры документа.
Следующая сессия пройдет 10 декабря. Второе чтение закона о бюджете обещает быть нелегким.
МНЕНИЯ
Андрей ШИМКИВ, председатель Законодательного собрания Новосибирской области:
— Бюджет сложный, пропорции основных составляющих — социально защищенных статей и бюджета развития — максимально сместились в сторону «социалки». Конкретные объекты, программы будем обсуждать на втором чтении. Сейчас принимаем основные цифры исходя из базового консервативного сценария, предложенного правительством области. Могу добавить, что сокращение расходов начинаем в том числе с себя: в строке «Функционирование органов законодательной власти» в 2016 году сокращение затрат почти на шесть миллионов рублей.
Андрей ПАНФЁРОВ, руководитель фракции «Единая Россия», первый заместитель председателя Законодательного собрания:
— Уверен, что в первом полугодии 2016 года будут внесены определенные изменения в такие значимые программы, как «Чистая вода», «Газификация», и муниципальные образования получат больше средств для строительства тех объектов, которые предусматривают эти программы.
Владимир КАРПОВ, руководитель фракции КПРФ, заместитель председателя Законодательного собрания;
— Первое чтение — это не утверждение бюджета, а лишь определение его основных параметров. Затем еще будут проговариваться позиции, цифры, которые депутаты, учитывая обращения муниципалитетов, избирателей на округах, хотели бы изменить по сравнению с предложениями, внесенными правительством Новосибирской области.
Анатолий КУБАНОВ, руководитель фракции «Справедливая Россия», заместитель председателя Законодательного собрания:
— Пособия, здравоохранение, образование — здесь нисколько и никого не ущемили. Для нас как для социалистической партии это главный момент. Обнадеживает позиция губернатора области, который провозгласил курс на реиндустриализацию и подыскивает совместно со своей командой, с депутатским корпусом адресные, точечные программы поддержки местного товаропроизводителя. Прежде всего это касается сельхозпереработки и пищевой промышленности.
Владислав САВЕЛЬЕВ, руководитель фракции ЛДПР, заместитель председателя Законодательного собрания:
— В прошлые годы бюджет после принятия всегда пересматривался 3–4 раза, причем не в лучшую сторону. Все корректировки проходили достаточно тяжело, и дыры в бюджете латались за счет социальных сфер. Как раз сейчас мы будем ставить этот вопрос, вносить поправки после первого чтения, чтобы социальные сферы — образование, наука, спорт — затрагивались как можно меньше.
ДОСЛОВНО
Владимир ГОРОДЕЦКИЙ, губернатор Новосибирской области:
— Мы не начинаем новых объектов строительства, будем стараться доводить до сдачи те, которые строятся. В сфере ЖКХ почти на 50 процентов сокращается бюджет развития, к сожалению, это программы строительства жилья в сельских районах, «Чистая вода», реконструкция теплосетей. Сегодня экономическая ситуация выглядит именно так, она позволит устойчиво выдержать весь функционал отраслей, но развитие будет приостановлено.