Тесты экспресс-диагностики инфаркта разработаны в Новосибирске
В Новосибирске планируют производить уникальные медицинские изделия и лечить от рака с помощью ядерных реакций. Вопрос, как всегда, в деньгах
В аптеках почти все, что красуется на витринах, импортного производства. В клиниках — современнейшее медицинское оборудование из Германии. О чем доктора гордо сообщают пациентам. Немцам, конечно, не откажешь — они мировые лидеры на этом рынке. А мы что? Реально ли заместить импорт в медицине? Российские, в частности новосибирские, промышленники и разработчики намерены побороться с крупными игроками.
А что сами?
Оказывается, многое из того, что уже придумано здесь, у нас, могло бы составить неплохую конкуренцию европейским и азиатским аналогам. Что помогает, а что мешает воплотить отечественные разработки в жизнь, рассказали участники круглого стола в пресс-центре ТАСС.
Проект программы развития медицинского приборостроения существует, и цифры, обозначенные в нем, уже озвучивались не раз. По оценке экспертов, российские предприятия к 2020 году могли бы производить около 60 процентов используемых в стране медицинских изделий. Сейчас доля отечественной продукции только 10–15 процентов.
Над созданием медицинской техники готовы работать многие новосибирские предприятия. Это не только уже известный своими эндопротезами «НЭВЗ-КЕРАМИКС», но и Бердский электромеханический завод, «Катод», корпорация «Электросигнал» и несколько научно-исследовательских институтов.
Часть предприятий уже изъявляли желание работать в этом направлении. Например, наши оборонные предприятия, которые в последнее время провели техническое перевооружение и закупили уникальное оборудование. Полностью оно пока не загружено, и его можно использовать для производства медицинской техники. Мы вполне могли бы производить рентгеновские аппараты, хирургические столы, аппараты искусственной вентиляции легких и многое другое.
Ноги для жизни
Если же перейти от слов к конкретике, сообщил гендиректор Сибирского научно-исследовательского и испытательного центра медицинской техники Дмитрий Белик, с инициативой в данной области уже готов выступить завод имени Коминтерна.
— У них уже организуется отдел, который условно называется «Товары народного потребления», — сообщает руководитель центра. — В нем в том числе будет подразделение по разработке и производству медицинской техники. Мы уже определили с ними несколько изделий, которые они будут производить, сейчас набираем штат.
Завод уже получил разрешение на запуск непрофильного производства от головного предприятия и планирует начать работу в этом году. Отдел будет заниматься разработкой как импортозамещающей, так и принципиально новой медтехники. В качестве примеров Дмитрий Белик привел не производимый пока в России карманный дефибриллятор и разработанный в Новосибирске аппарат для лечения атрофических язв при сахарном диабете, который не делают нигде в мире.
— Есть такая болезнь — диабетическая стопа, при которой часто удаляют ногу, — рассказывает Белик. — Прибор позволит избежать таких серьезных последствий. Время заживления атрофической язвы сократится в 1,5–2 раза.
Аппарат уже прошел доклинические испытания и доказал свою эффективность. Принцип его работы основан, если говорить проще, на воздействии магнитными полями определенных частот.
Перспективный ускоритель
Реально Новосибирску продвинуться и в лечении рака. Как рассказал Сергей Таскаев, доктор физико-математических наук, и. о. заведующего лабораторией бор-нейтронозахватной терапии (БНЗТ) Института ядерной физики СО РАН, у нас есть такие технологии, которых в мире — пересчитать по пальцам.
В данном случае речь идет об инновационной методике терапии раковых опухолей, при которой уничтожение больных клеток производится при помощи специально разработанного в институте ускорителя заряженных частиц. Бор-нейтронозахватная терапия рака позволяет избирательно уничтожать клетки опухолей. Суть технологии состоит в том, что в опухолевых клетках, в отличие от здоровых, накапливается стабильный изотоп бор-10, они облучаются нейтронами. В результате внутри клетки происходит ядерная реакция, и она погибает. Проект БНЗТ-ускорителя для внедрения в клиническую практику сибирские ученые впервые представили в 1998 году. Позднее был сооружен опытный образец установки. Сейчас специалисты проводят испытания на различных клеточных культурах.
— Вероятность успеха достаточно высока, — прокомментировал ученый. — Я видел, как работает эта методика на клетках, теперь надо быть уверенными, что это работает и на людях. К концу следующего года мы должны быть готовы к проведению терапии. Лечение будет проходить на базе бункера с опытным ускорителем.
В самый раз для сердечников
Еще одна интересная разработка новосибирских ученых, которая могла бы создавать конкуренцию импортным аналогам, — тесты, предназначенные для экспресс-диагностики острого инфаркта миокарда. Как рассказал Сабир Велиев, директор компании «БиоТест», они могут применяться еще до начала клинических проявлений и просты в использовании. Такой тест можно в срочном порядке применить где угодно — при обследовании больного на дому, на приеме в поликлинике и в машине скорой помощи. Так экономится драгоценное время.
— В течение нескольких лет система проходила апробацию в 21 клинике России, — сообщил Сабир Велиев. — Были обследованы более тысячи пациентов с подозрением на инфаркт миокарда, показаны хорошие результаты именно для ранней диагностики этого заболевания. Сейчас аппарат активно используется в ряде больниц и станций скорой помощи российских городов.
У разработки новосибирских ученых есть иностранные аналоги, но они дают результат на более поздних стадиях инфаркта и стоят значительно дороже.
Вылечим по сетке
Еще одна диковина — разработка, которая помогает пациентам проходить реабилитацию при тяжелых нарушениях нервной системы и опорно-двигательного аппарата, рассказала Ольга Джафарова, кандидат физико-математических наук, руководитель лаборатории НИИ молекулярной патологии и экологической биохимии. О чем идет речь? О сетевой нейрореабилитации — вещи довольно непростой, малопонятной, но очень современной. Оказывается, наши светлые головы уже придумали, как лечить людей с помощью компьютера на расстоянии.
— Сетевая нейрореабилитация — разработка, помогающая создать универсальную модель непрерывной реабилитации тяжелых нарушений движения, — комментирует Ольга Джафарова. — Используются технологии многопараметрического биоуправления, мониторинга параметров движения, когнитивного тестирования, речевой диагностики. Мы можем наблюдать за пациентом и помогать ему в удаленном режиме, это шаг к персональной телемедицине, когда сохраняется полноценный контакт пациента и его лечащего врача.
Технология и оборудование, говорит наша собеседница, могут быть использованы как в нейрореабилитационных центрах, так и в амбулаторных пунктах, санаторно-курортных и поликлинических учреждениях.
Пробежавшись по верхам в нашем небольшом обзоре медицинских разработок, которые могли бы потеснить импортные аналоги, завершим, так сказать, ложкой дегтя в бочке меда. О том, почему многое из того, что мы имеем, не пользуется особым спросом даже у нас, активно не рекламируется и не продвигается, рассказал Георгий Веревкин, член совета директоров Института прикладной физики РАН. По его словам, часто бывает, что выбирать заграничное государственным медицинским структурам выгоднее, а тянуть, поддерживать своих — хлопотно и накладно. Эту ситуацию надо в корне менять.
— Министерство здравоохранения должно составлять планы закупок оборудования, — прокомментировал ученый. — И эти планы должны подвергаться не тотально, но частично общественному контролю. Чтобы иностранное не было априори на передовых позициях.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир ГОРОДЕЦКИЙ, губернатор Новосибирской области:
— Промышленность занимает в валовом производстве региона 18 процентов, и задача государства по импортозамещению в этом сегменте — создавать новые наукоемкие, высокотехнологичные линейки выпускаемой продукции. На это сейчас направлен весь потенциал сибирской науки. К концу года мы планируем завершить программу реиндустриализации экономики Новосибирской области. По этой программе создано до 100 совершенно новых проектов, в том числе и в области медицины.