USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Слепые новосибирцы жалуются на равнодушие

Наталья НАШТАЛОВА
Почему инвалиду по зрению проще облететь всю планету, чем пройти по тротуару?  Фото Аркадия УВАРОВА
Почему инвалиду по зрению проще облететь всю планету, чем пройти по тротуару? Фото Аркадия УВАРОВА

Инвалиды по зрению в регионе могут без проблем летать на самолетах, ездить в поездах, но нередко жалуются на плохие тротуары и равнодушие здоровых людей

На днях новосибирские общественники проверили, насколько быстро человек в инвалидной коляске может доехать от точки А до точки Б. Выводы эксперимента оказались не совсем утешительны. Программа «Доступная среда» в Новосибирской области реализуется, автобуса, оборудованного для транспортировки инвалида-колясочника, дождаться вполне реально. Но водители не всегда желают связываться с маломобильными гражданами и часто проезжают мимо.

В подобных ситуациях порой оказываются не только те, кто не может ходить самостоятельно, но и глухие и слепые пассажиры. Последним, пожалуй, ориентироваться в пространстве мегаполиса бывает сложнее всего, потому что они лишены способности видеть, и о том, что их игнорируют, могут только догадываться.

Тротуары — это хождение по мукам
Галина Рухлядева, председатель Новосибирской областной организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество слепых», знает о проблемах доступности транспорта, о том, каково инвалидам по зрению передвигаться по дорогам столицы Сибири, без всяких экспериментов. Женщина рассказала нам, какие преграды и препятствия можно встретить в Новосибирске, если ты почти ничего или совсем не видишь.

— Я потеряла зрение еще ребенком, — говорит Галина Николаевна. — Так что опыт ориентирования на местности вслепую у меня приличный. Что могу сказать? Многое делается для инвалидов по зрению как в Новосибирске, так и в области, но проблемы есть. Живу на улице Станиславского. Когда иду на работу, пересекаю несколько улиц. Сама дорога, тротуары — это уже хождение по мукам. Запнуться таким, как я, ногу сломать летом, а уж зимой тем более, — это запросто. Мне не раз приходилось серьезно падать, и сотрясения у меня были, и травмы. На остановке «Ул. Римского-Корсакова» как-то упала во весь рост на спину. До сих пор помню.

Инвалидов по зрению, которые не видят совсем ничего, узнать легко: они ходят со специальными палочками. Фото Аркадия УВАРОВА

Инвалидов по зрению, которые не видят совсем ничего, узнать легко: они ходят со специальными палочками. Фото Аркадия УВАРОВА

 

Подняться, встать в таких случаях люди, конечно, помогают, продолжает наша собеседница, но не всегда.

— Отношение к инвалидам разное, — говорит Галина Николаевна. — Иногда бывает, наступит незрячий человек кому-нибудь на ногу, так такого наслушается. И что дома надо сидеть, и что нечего вообще выходить на улицу.

Не видно, да и не слышно тоже
Еще одна проблема — звуковые приставки, которые устанавливаются к светофорам, рассказывает Галина Николаевна.

— На мой взгляд, они несколько слабоваты, не рассчитаны на наш город, на крупные магистрали. Звук часто теряется в гуле машин. Люди думают, что если человек слеп, то он слышит все за версту. К сожалению, не всегда. Если на нем еще и шапка, то тем более.

Слепому человеку в мегаполисе сложно не только перейти дорогу и дойти до остановки, сетует Галина Рухлядева, но и сесть в нужный автобус или трамвай.  

— Подъезжают автобусы, люди начинают к ним идти, — рассказывает наша собеседница. — Пока я успею спросить, какой номер пришел, он часто успевает уехать. Было бы очень кстати, если б информация как-то озвучивалась.Увидеть нереально, а вот услышать — да.

Сесть слепому пассажиру в нужный автобус — еще только полдела. Остановки объявляют далеко не всегда.

— В трамваях особенно, — говорит Галина Николаевна. — Сидишь, считаешь остановки, но если трамвай на какой-то не остановился, то и ты выходишь не там, где тебе надо.

Редкий таксист проводит
Вполне комфортны для инвалидов по зрению, считает Галина Рухлядева, авиационный и железнодорожный транспорт. Звонишь на вокзал или в аэропорт, и тебя встречают. Здесь нет никаких проблем. Такая же ситуация и в метрополитене.

— Не было бы счастья, да несчастье помогло, — говорит Галина Николаевна. — Пару лет назад один из наших инвалидов упал в метро и получил травму, потом даже судился. Поэтому сейчас все отлажено. Заходит слепой человек, его провожают, спрашивают, до какой ехать станции, там его уже ждут.

Пользуются инвалиды по зрению и услугами такси, но и тут бывает не все идеально. Вызовут машину, им звонят, сообщают, что подъехала. А какая именно? Выходять и чуть ли не на ощупь ищут.  Редкий водитель подойдет и проводит до нужного автомобиля.

«Как быстро человек привыкает к состоянию, когда он ничего не видит?» — спрашиваем собеседницу в завершение нашей беседы.

— Человеку, который потерял зрение во взрослом возрасте, — говорит Галина Рухлядева, — сложно приспосабливаться к окружающей среде, ему, по сути, надо учиться жить заново. Он знает, как выглядят небо, трава, но перед собой видит только темноту. Вы попробуйте завязать глаза и пожить так хотя бы день, вам мир совсем другим покажется. Это все непросто, надо научиться себя обслуживать, стирать, гладить, готовить еду, держать в руках кипящий чайник и наливать чай, чтоб не обжечься. Но могу сказать, что даже при всех этих сложностях не все инвалиды по зрению чувствуют себя несчастными. Есть люди совершенно адекватные, которые реализуют себя в профессии, общественной жизни. У них нормальные семьи и дети.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей ПЫХТИН, министр социального развития Новосибирской области:
— С 2012 года в регионе ведется работа по формированию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры. За счет областного бюджета обустроено более 500 приоритетных объектов и 13 тактильных пешеходных переходов, автобусы оборудованы специальными устройствами для объявления остановок.

Игорь ГАЛЛ-САВАЛЬСКИЙ, руководитель Новосибирской областной организации Всероссийского общества инвалидов:
— Прошедший мониторинг доступности городской среды для маломобильных граждан в первый же день показал, что обеспечение транспортом для перемещения инвалидов — вопрос не финансовый, а сугубо человеческий. Пандусами оборудовано достаточное количество единиц транспорта, и водители автобусов перед выходом в рейс должны быть проинструктированы, как работать с маломобильными гражданами. А этого, как мы увидели, не происходит. Не желая возиться с инвалидами, водители просто их игнорируют и предпочитают ретироваться.

 

СПРАВКА
Мероприятия по формированию доступной для инвалидов среды реализуются министерством социального развития в рамках специальной программы «Доступная среда». С 2012 года в ее рамках улично-дорожная сеть в Новосибирске и районных центрах обустраивается тактильными пешеходными переходами, устанавливаются светофорные объекты со звуковым сопровождением разрешающего сигнала для инвалидов с нарушением зрения. Возле административных и общественных зданий, торговых центров, продовольственных рынков оборудуются места парковки для специальных автотранспортных средств инвалидов.

ЦИФРА
В Новосибирской области более 130 общественных организаций инвалидов, которые активно принимают участие в обсуждении законодательных актов, общественно-значимых мероприятиях и акциях. Благодаря им сложился положительный опыт проведения инклюзивных мероприятий, в которых заложен принцип «равных возможностей».