USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Важно, чтобы было на что оглянуться

Елена КОСТИНА
Евгений Николаевич Кулинич — почетный железнодорожник, почетный работник ЗСЖД, почетный ветеран ЗСЖД
Евгений Николаевич Кулинич — почетный железнодорожник, почетный работник ЗСЖД, почетный ветеран ЗСЖД

Три эпизода
Это было на праздновании 65-й годовщины Великой Победы. На перроне яблоку негде упасть. Пешеходный мост весь народом заполнен: семьи с детьми остановились и словно чего-то ждут. И вдруг в повисшей тишине прозвучали куранты, вслед за ними раздался знакомый каждому голос Левитана, ставший одним из главных символов завоеванной кровью и потом Победы: «Говорит Москва. Сегодня, 8 мая 1945 года, подписан акт о безоговорочной капитуляции…»

— А потом грянул гимн. Вслед за ним раздался паровозный гудок, вдали показался поезд, словно прибывший из прошлого… Вот он ближе, ближе… Настоящий эшелон Победы, украшенный зелеными ветками, цветами, на платформах — оружие Победы. Из стареньких, настоящих вагонов тех лет, выглядывают солдаты, приветственно машут руками… Я как сейчас эту картину вижу, и у меня снова мурашки по коже. А там я видел настоящие слезы на глазах у ветеранов. Больше половины, если не все, плакали… Это была моя идея — с эшелоном Победы, я сам режиссировал празднование, и мне кажется, это была настоящая творческая удача, — вспоминает тот день 9 мая Евгений Николаевич Кулинич.

Второй эпизод тоже связан с ветеранами, но не только фронтовиками, а с ветеранами в более широком понимании этого слова — с людьми, многие годы жизни посвятившими родной магистрали, отдавшими ей молодость, силы, талант и вышедшими на заслуженный отдых. «У нас есть на дороге председатель совета ветеранов Пётр Филиппович Мысик, вы его прекрасно знаете. У нас очень хорошие отношения, и товарищеские, и служебные. Многое нас связывает. Так вот, мы с ним как раз попали в ситуацию, когда в ходе структурной реформы хозяйство дороги стали делить на отдельные вертикали… Некоторые горячие головы в Москве, кто руководил этим процессом, порой не видели важного. Для них коллектив дороги — это те, кто сегодня непосредственно на ней работает. А для нас с Петром Филипповичем коллектив дороги — это еще и вторые члены семьи, их дети, это наши ветераны… В Москве этого не учли: пенсионеры оказались «выброшенными». Мы с Петром Филипповичем тогда садимся и пишем телеграмму на имя председателя совета ветеранов РЖД и на имя заместителя министра. Указываем, что при составлении приказов о разделении предприятий необходимо закреплять социальную ответственность за ветеранов за каждым конкретным предприятием. И мы пробили это дело!» — рассказывает Евгений Николаевич.

И еще одну историю мне хочется привести. Услышала я ее как раз из уст Петра Филипповича Мысика, того самого, что уже более 20 лет руководит «ветеранской армией» ЗСЖД и плечом к плечу с Е.Н. Кулиничем отстаивал ее интересы в самые переломные моменты. «Как-то вечером после какого-то мероприятия мы небольшой группой вышли из ДКЖ, стояли на крыльце. С другой стороны улицы раздался крик: «Человека убивают!». Не успели мы сообразить, как Евгений Николаевич первым сорвался с места и бросился на помощь. Когда остальные подбежали, он уже и скорую вызвал, и в милицию позвонил, и даже стал по горячим следам опрашивать свидетелей… Это не просто неравнодушный человек, но смелый, самоотверженный, способный на настоящий поступок!» — сказал Петр Филиппович.

Казалось бы, три эпизода, разные по времени, по обстоятельствам, но объединенные не только главным героем, но и, самое важное, сутью — присутствующим в каждой из историй моментом нравственного выбора. Где-то он более очевиден, как в эпизоде с человеком, подвергшимся нападению бандитов, где-то менее заметен постороннему взгляду, как в рассказе о праздновании юбилея Победы. Ведь можно было обойтись торжественными речами, как это бывает сплошь и рядом в других коллективах, не «рвать душу», стараясь создать атмосферу победного мая 45-го, вернув седовласым бойцам на несколько мгновений их молодость, позволив снова пережить гордость и радость за себя, за боевых товарищей, за армию нашу непобедимую, за страну, которой они подарили мирную жизнь…

Человек, о котором мы рассказываем, на протяжении двадцати лет руководил социальной сферой Западно-Сибирской железной дороги. И сегодня он полон энергии, идей, так что язык не поворачивается назвать Евгения Николаевича Кулинича ветераном.

А инженером быть обязан…
Классический советский ребенок, сын учительницы и военного. Впрочем, отец его, Николай Иванович, тоже не всегда был военным, перед самой Отечественной, после окончания Куйбышевского педучилища, успел поработать в школе. В свои семнадцать лет он не только преподавал сразу пять предметов — русский язык, литературу, историю, рисование и черчение, но и был завучем школы. Когда пришла лихая година, Николая Ивановича призвали и направили на офицерские курсы. Он прошел всю войну и закончил боевой путь на Дальнем Востоке.

В семье теперь уже кадрового военного и учительницы Зинаиды Матвеевны росли двое сыновей. Евгений родился 18 января 1948 года в селе Покровка под Уссурийском. Сам он с улыбкой говорит, что появился на свет в пограничной землянке. Когда мальчугану было три года, отца перевели в Белогорск Амурской области, где стояла десантная дивизия.

— С детством связаны самые светлые воспоминания. Военный городок с его особой атмосферой… Во всем строгая дисциплина, высокий уровень ответственности каждого и в то же время удивительно теплые и искренние человеческие отношения. Это вообще характерно было для послевоенных лет, — говорит Евгений Николаевич.

Евгений учился практически на отлично (до медали не хватило одной пятерки!) и с азартом занимался спортом — уже в юном возрасте играл за сборную Дальнего Востока по волейболу. Возвращаясь с первенства СССР, где их команда завоевала бронзовые медали, Евгений решил навестить родственников, живших в Омске. А поскольку самое время было выбирать профессию, решил познакомиться с местными вузами. Евгений Николаевич с улыбкой говорит, что, по большому счету, выбор вуза в определенной степени был случайностью. Или сама судьба так решила. Родители убеждали каждый на свой лад: мама хотела, чтобы сын стал врачом, а отец видел его инженером. «Спортсменом можешь ты не быть, а инженером быть обязан!» — смеется мой собеседник. Сам он планировал подать документы в военное училище или в серьезный спортивный вуз. И вот Омск. И транспортный институт.

Что сыграло главную роль, сейчас уже и не припомнится. Может, великолепное историческое здание, величие и торжественность атмосферы в нем, неспешная и внимательная работа приемной комиссии… А скорее всего, личность профессора механического факультета, который обратил внимание на молодых людей и душевно с ними побеседовал. Так или иначе, жизненная дорога привела Евгения Кулинича в железнодорожный вуз. К слову, оба его деда — и по линии отца, и по линии мамы — были железнодорожниками.

Возвращаясь в дом родственников после подачи документов, Евгений попал под машину, получил серьезные травмы, но сумел все преодолеть и не только успешно поступить на специальность «вагоностроение и вагонное хозяйство», но и после некоторого перерыва вернуться в спорт, который и в дальнейшем, уже в зрелой жизни, всегда будет важной частью его жизни.

— Я очень благодарен Александру Александровичу Серегину, ректору вуза, который разрешил мне сдавать вступительные экзамены по особому расписанию, не потеряв года, и нашему замечательному декану. Владимир Петрович Богданов — боевой офицер, колоссальный умница, профессионал и очень широкой души человек. Это люди, которых я считаю своими первыми наставниками в профессии, своими учителями, — говорит Евгений Николаевич.

Учиться у лучших
В его послужном списке нет ни одной пропущенной ступени. Каждый год — новая должность: бригадир, мастер, старший мастер, инженер, начальник цеха, заместитель начальника депо, главный инженер, начальник депо…

Молодым специалистом Евгений Кулинич приехал в пассажирское вагонное депо Омск по распределению в 1971 году и за шесть лет прошел всю производственную цепочку, хорошо себя зарекомендовав. В 1978 году его перевели в Кузбасс заместителем начальника вагонного депо Кемерово, где в дальнейшем Кулинич стал главным инженером и вскоре возглавил депо.

084-08-03.jpg

Встреча с ветеранами войны и труда в Новокузнецке по случаю открытия нового Дома ветеранов

Бориса Фёдоровича Старчоуса и Юрия Сергеевича Лелекова Евгений Николаевич считает своими первыми наставниками на производстве. Затем список пополнился такими именами, как Валерий Николаевич Бутко, Аман Гумирович Тулеев, с которым Кулинича связывает многолетняя дружба, Пётр Филиппович Мысик, Иван Ефимович Трубников, Владимир Иванович Старостенко...

— Евгений Николаевич, каково ваше мнение относительно того, что руководить послушными троечниками легче, чем занозистыми отличниками?

— Лучше иметь дело с отличниками, это точно! Даже если у них очень непростые характеры. Достоинство командира, во-первых, всех услышать, а во-вторых, уметь наступить себе на горло. Я командир, я принимаю решение. А тут попадается такой, который говорит: «Нет, вот тут по-другому надо!». У меня должно быть мужество понять его точку зрения, взвесить все, про­анализировать, и если я был не прав, а его решение лучше, признать это. А если я прав, значит, мне нужно найти аргументы и его переубедить. Чаще командир прав, потому что задача уже поставлена, но вот пути решения могут быть разные, и они могут корректироваться. Когда командир умеет слушать оппонентов и находить ценное в их мнении, его авторитет вырастает в глазах подчиненных многократно.

На Кемеровской железной дороге Евгений Николаевич Кулинич проработал все 20 лет ее существования. В его активе такие должности, как начальник инспекции при начальнике Кемеровской дороги, заместитель начальника службы вагонного хозяйства, первый заместитель начальника пассажирской службы, секретарь парткома управления дороги. Заместителем начальника дороги по кадрам и социальным вопросам Кемеровской дороги Евгений Николаевич был назначен в 1989 году, через два года получил одну из своих главных наград — знак «Почетный железнодорожник».

Один из коллег по работе на Кемеровской дороге Геннадий Васильевич Савко в своих воспоминаниях написал: «Меня всегда поражала и одновременно восхищала в Евгении Николаевиче одна черта — умение быть своим, авторитетно знающим и безмерно полезным в любой аудитории. Видимо, эта особенность его ума, эта черта характера позволяли Кулиничу успешно решать многочисленные и сложнейшие кадрово-социальные вопросы».

084-08-05.jpg

Руководство и ветераны магистрали, 2 октября 2015 года

После слияния Кемеровской и Западно-Сибирской железных дорог в феврале 1997 года Е.Н. Кулинич работал в той же должности — заместителем начальника дороги по кадрам и социальным вопросам, но уже на объединенной ЗСЖД, куда его пригласил Владимир Иванович Старостенко.

— Владимир Иванович уговорил меня за полторы минуты. Он большой умница, иногда суровый, но знающий, ответственный, умеющий принимать решения руководитель. Возражений не терпел, но мог и согласиться с дельным замечанием. С ним интересно было работать. Он очень много сделал в дальнейшем для реструктуризации дорог, опробовав разные механизмы именно здесь, на ЗСЖД.

Я не могла не спросить человека, чья трудовая биография делится примерно на две равные части — руководитель на производстве и руководитель социальной сферы, что ему все-таки ближе? Что давало большее моральное удовлетворение?

Евгений Николаевич задумался и, улыбнувшись, ответил: «Знаете, а ведь руководить кадрами и отвечать за социальное «самочувствие» дороги, не пройдя всей производственной цепочки, было бы невозможно. Ты сам должен все досконально знать, прежде чем решать, кто на каком участке работы будет полезнее, где сможет лучше раскрыться, какие проблемы ему предстоит решать… Что такое социальные вопросы? Это помощь. Это создание условий, чтобы тот человек, который кормит всех нас, мог эффективно работать. А черпаем мы все из одного котла! Он, рядовой железнодорожник, привнес туда свой вклад. Социальные вопросы — целый комплекс проблем, начиная от воспитания молодежи, это система образования — школы, училища, техникумы, университеты, это медицина... И от решения этих вопросов зависит не только отношение каждого человека к труду, но и успехи дороги в целом».

С этим тезисом трудно не согласиться. Приведу фрагмент из книги «Стальная магистраль», изданной в этом году и вместившей информацию обо всех руководителях, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю магистрали:

«Насколько простирается социальная сфера, какова ширина круга ее забот и ответственности на этом посту, могут рассказать цифры и даже простое перечисление элементов и направлений социальной политики на железной дороге. Ныне численность сотрудников ЗСЖД приближается к 55 тысячам человек. Каждый работающий вправе рассчитывать на полный социальный пакет, составляющие которого обозначены в коллективном договоре. Направления, проекты и конкретные объекты, относящиеся к социальной сфере, затрагивают интересы тружеников магистрали, какой бы статус они не имели: это работа ветеранских организаций, благотворительного фонда ЗСЖД, целевая программа «Молодежь ОАО «РЖД», медицинские и оздоровительные учреждения, спортивные коллективы и объекты, негосударственные образовательные и культурные учреждения, детские объекты и прочее… О том, что деятельность Е.Н. Кулинича на этих важных направлениях была результативной, свидетельствуют десятки наград, благодарностей и поощрений государственных, ведомственных, от общественных организаций и территориальных органов управления, врученных ему за годы руководства социальной сферой ЗСЖД».

Это объективная оценка, построенная на анализе социальных процессов, происходивших в эти двадцать лет на дороге. Мой собеседник признается, что в приоритете его внимания всегда были медицина и образование. Почему? Потому что Кулинич искренне убежден в том, что только умная и здоровая нация может развиваться и идти вперед, чего-то достигать. Касается ли это личностного развития конкретного человека, успешного развития отрасли или страны в целом. А еще… родители заложили понимание того, что погружение в социальные проблемы развивает в самом человеке, какой бы высокий пост он ни занимал, самые лучше качества: сострадание, человечность, желание заботиться и помогать… «На железной дороге исторически так сложилось: всегда была своя социальная сфера, всегда думали о людях, всегда была благотворительность и помощь тем, кто в ней нуждался. Это и есть патриотизм, это традиции, которые и нынешнее поколение должно сохранить», — говорит Евгений Николаевич.

Где родился, там и сгодился
— Что такое железная дорога? Это линия. Именно там дело делается, а без людей на линии мы здесь, в центре, не нужны. Что нужно сделать, чтобы людям жилось и работалось лучше? Создать условия. Мы все родители, и для ребенка своего ты сделаешь все. Потому так важно, чтобы дети могли успешно учиться, получить достойное образование. Я могу гордиться тем, что отстоял наши школы-интернаты в период, когда проходила оптимизация соцсферы. Что такое школа–интернат? Отличные бытовые условия, пятиразовое питание, высокий уровень знаний, который дают педагоги, хороший коллектив. Это как детский сад протяженностью в 11 лет. Окончил обучение хорошо — даем направление в техникум или в вуз. Что еще нужно, чтобы родители были спокойны за своего ребенка? — говорит мой собеседник.

Логическим развитием этого направления стало целевое обучение детей железнодорожников в вузах, проект, который герою нашего очерка пришлось серьезно и убедительно отстаивать перед руководством отрасли. В книге «Кто есть кто в России» (в английском варианте Who Is Who in Russia), биографической энциклопедии успешных людей, в статье, посвященной Е.Н. Кулиничу, есть такие строки: «Евгений Николаевич — человек, имеющий четкую гражданскую позицию. По мнению Е.Н. Кулинича, оперативность, дисциплина и ответственность — основные принципы, на которых строится профессионализм железнодорожника; сам он действует в соответствии с этими принципами; как руководитель кадровой и социальной сферы Евгений Николаевич очень много времени уделял подготовке молодых специалистов; он разработал и внедрил систему целевого набора в профильные вузы, которую взяли на вооружение другие железные дороги России. Суть ее в том, что в железнодорожные вузы направляются ребята из сельских районов и линейных станций, готовые затем вернуться на малую родину и работать по приоритетной специальности. Не секрет, что городские выпускники не хотят ехать в село, да и объективно они не готовы к такой специфике, с другой стороны, сельские школьники часто не дотягивают до уровня, необходимого для поступления в вуз. А когда их обучение в вузе курируется, обеспечивается им образовательная и материальная поддержка, ребята к третьему курсу выравниваются, и железная дорога получает в итоге прекрасных специалистов. Таким образом, комплексно решаются и кадровые и социальные вопросы, особенно когда речь идет о городах и поселках, где железная дорога является градообразующим предприятием, а таких в сибирском регионе довольно много…».

084-08-01.jpg

Со спортом по жизни. Встреча на Олимпиаде в Пекине

Десятилетия пройдут, но эта система подготовки кадров, уже доказавшая свою высокую эффективность, будет жить и развиваться. Доктор транспорта, академический советник Российской инженерной академии, автор научных работ, Евгений Николаевич Кулинич последние пять лет своей железнодорожной биографии трудился в СГУПСе в должности проректора по связям с производством и производственному обучению, совершенствуя ту систему подготовки кадров, которую сам и создавал. Он так говорит о новациях, позволяющих успешным студентам быстрее отправиться в «самостоятельный полет»:

— Сегодня мы будущим командирам, тем, кто рано начал проявлять себя, предоставляем дополнительные занятия. Сначала это было 60 часов, потом 90, а сейчас уже идем по 330-часовой программе подготовки будущих командиров на 4-м и 5-м курсах. Особенно важна, конечно, практика на предприятиях. Молодой человек вместе с дипломом получает аттестат о повышении квалификации молодого командира. Его дальнейшее продвижение по службе целиком в его руках: есть талант, есть необходимые знания, есть старание — борись, завоевывай новые вершины!

Не в политике дело
Значимой страницей биографии Евгений Николаевича стала работа депутатом областного Совета, когда по-новому проявились не только та твердая гражданская позиция, о которой говорилось в книге «Кто есть кто в России», его способность мыслить по государственному, но и умение решать социальные вопросы уже не только большого коллектива ЗСЖД, но и целых территорий. Сначала к его депутатскому округу относились два района — Татарский и Усть-Таркский, позже, после «перекраивания» округов, добавился еще и Чистоозёрный. В течение одиннадцати лет Евгений Николаевич кропотливо и упорно решал вопросы этих территорий, не только часто бывая на местах, общаясь с людьми, но и активно работая в двух структурах областного Совета: в комитете по бюджетной, налоговой и финансово-кредитной политике и в комиссии по молодежной политике. На вопрос, что для него было самым главным в этот период, Евгений Николаевич ответил так:

— Я хорошо понимал, что главное для человека сельского даже не то, за какие законы я проголосую, а как я буду решать его вопросы, что касаются каждо­дневной жизни. Для меня всегда главной была работа с наказами избирателей: где дорогу сделать, где мост построить, где больницу отремонтировать… Знаете, я вспоминаю это время с такой благодарностью… Потому что, несмотря на все трудности, временные затраты, работу без выходных, эмоциональное выгорание, работая депутатом, ты ощущаешь, что делаешь живое дело, которое касается даже не сотен, а тысяч людей. Если удалось решить какую-то сложную проблему, к примеру, строительство переходного моста в Татарске или ремонт районной больницы, ты получаешь такое моральное удовлетворение, которое трудно с чем-то сравнить. Помню, как на одной встрече ко мне подошла женщина и сказала: «За 30 лет, что живу в Татарске, в этом году я впервые смогла пройти по своей улице в модельных туфлях. Спасибо вам!». А дело все в том, что мы отсыпали 44 улицы…

Отремонтированные больницы в Татарске и Усть-Тарке, стадионы в Усть-Тарке и Чистоозёрном, новый Дом культуры в этом райцентре, строительство которого сейчас ведется, регулярная помощь детским домам и домам ветеранов… Всего и не перечислишь, не считая частных обращений и просьб от многодетных семей, одиноких стариков, мало­имущих граждан. «Мне всегда было важно получать моральное удовлетворение. Без этого невозможно работать. Человек должен уметь и посочувствовать, и порадоваться за другого. Искренне… Делать добро — это норма. Пусть и не всегда получая за это спасибо», — говорит Евгений Николаевич.

Будучи очень деятельным человеком, Е.Н. Кулинич добился успеха на многих поприщах. Среди его наград есть не только главные и дорогие для любого железнодорожника, но и значимые общественные. Евгений Николаевич награжден знаками «Почетный железнодорожник», «За безупречный труд на федеральном железнодорожном транспорте 40 лет», медалью «За развитие железных дорог России», юбилейной медалью «100 лет Транссибирской магистрали», памятными медалями к 100-летию и 110-летию Новосибирска, орденами «Доблесть Кузбасса», «За обустройство земли кузнецкой», «За служение Отечеству» и еще целым рядом наград от светских, духовных, спортивных и других организаций. Е.Н. Кулинич — почетный член Фонда святого Андрея Первозванного. Но главная его награда — это доброе имя и хорошая память в сердцах людей о его делах.