USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Хождение по водам замедлилось

Екатерина МАКСИМОВА
Фото Юрия ИВАНОВА
Фото Юрия ИВАНОВА

Падение спроса на услуги речного транспорта негативно отразилось на ситуации в отрасли

Завершающийся 25 октября период навигации в Обском бассейне речников не порадовал. Объемы пассажирских и грузовых перевозок водным транспортом в этом году продолжили снижаться.

О критической ситуации в отрасли сообщили представитель управления организации пассажирских перевозок министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Андрей Бенимецкий и главный инженер ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей» Юрий Хохлов.

Так, ныне пассажирооборот с мая по сентябрь составил 764 тысячи человек, что более чем на шесть процентов меньше показателей аналогичного периода прошлого года. В Новосибирске перевозки пассажиров на пригородной речной линии «Речной вокзал — Седова Заимка» продолжались весь навигационный период. За это время теплоход перевез 7 670 человек, что примерно на 1,5 тысячи превысило прогнозируемые цифры. Но все же этот показатель снизился на 8 процентов по отношению к прошлогоднему. Всего с начала навигации теплоход выполнил 66 рейсов по указанному маршруту.

Представитель регионального минтранса подчеркнул, что в этом году был оптимизирован график движения теплохода, рейсы осуществлялись трижды в неделю: по средам, субботам и воскресеньям. При этом, учитывая основной контингент пассажиров, область сохранила систему социальной поддержки и льгот. На компенсацию выпадающих доходов перевозчиков в областном бюджете было заложено около трех миллионов рублей, как и в 2014 году.

Объем перевозок грузов в Обском речном бассейне сократился в большей степени. За сезон перевезено 5 миллионов 203 тысячи тонн грузов — снижение составило 33 процента.

— Основная причина — невостребованность грузов газодобывающей и нефтедобывающей отраслями, — пояснил Юрий Хохлов. — Ведь одни из главных потребителей наших услуг — это нефте- и газодобывающие компании с Севера, куда идет основной поток габаритных грузов, которые наземным транспортом перевозить более сложно и затратно.

Какие прогнозы в развитии отрасли делают сегодня специалисты? Планируется ли принять на будущий сезон какие-либо меры, чтобы снизить темпы падения объемов перевозок?

— Эти вопросы сейчас рассматриваются на уровне Правительства России и Президента, который акцентирует внимание на том, что грузы в большей степени надо передавать с автомобильного на железнодорожный и водный транспорт, — говорит Юрий Хохлов. — Также эта работа ведется на уровне администраций субъектов. Руководство Алтайского края, например, в этом году дополнительно заключило соглашение о государственно-частном партнерстве, в итоге удалось увеличить перевозку грузов с Бийского гравийно-песчаного карьера с 30 тысяч тонн почти до 160 тысяч. В планах — довести этот показатель до миллиона тонн в год. Подобная работа ведется и в Томской области, там мы уже выходили с предложением по организации ГЧП, и, конечно, в Новосибирской, где создана соответствующая комиссия. Рассматриваются вопросы и обсуждаются перспективные направления по перевозке грузов водным транспортом, которые в нашей отрасли могут реально развиваться.