USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Яблони в пустыне не растут

Татьяна ШИПИЛОВА
Фото Михаила ПЕРМИНА
Фото Михаила ПЕРМИНА

Может ли культпоход с детьми в картинную галерею напрямую повлиять на их будущее?

Помню, как была шокирована знакомая учительница одной из вовсе не окраинных новосибирских школ, когда выяснилось, что многие юноши и девушки из десятого класса, где она стала классным руководителем, ни разу не были в музее и театре.

То, что это необходимо формирующейся личности, она, педагог, уверена стопроцентно: ощущая себя включенным в культурную традицию, умеющий сам творить (в детстве все художники, все рвутся (и умеют!) строить, рисовать, лепить), а также воспринимать прекрасное, растущий человек чувствует себя в этом мире полноценным, свободным, уверенным, способным находить радость не только в материальном. Чего лучшего в будущем мы можем пожелать нашим детям?!

Своевременно как никогда
Почему именно сейчас? Этим вопросом на Международной научно-практической конференции «Возможности искусства в современном образовании», которая прошла недавно в Новосибирске, никто не задавался. У специалистов: ученых, педагогов, музейщиков, искусствоведов, а также айтишников, собравшихся здесь, — было много других вопросов друг к другу, и, чтобы обсудить их все, трех дней явно было мало. Но под занавес форума я все же спросила одного из главных его действующих лиц — доктора философии, профессора, заведующую кафедрой Новосибирского медицинского университета Эвелину Барбашину: «Насколько своевременно было такую встречу затевать?».

— Если рассуждать прагматично, с точки зрения выживания в кризис, абсолютно несвоевременно, — ответила она. — А если все‑таки думать о том, что мы великая страна и наши дети — это то, чем она станет через какое‑то время, эта тема тотчас станет актуальной. Здесь собрались те, кто это действительно делает — приобщает подрастающее поколение к культурным ценностям. В их числе сельские учителя, которые, скажем, подоив корову, идут в класс, чтобы нести детям высокое искусство. Признаться, если бы не они, мы страну давно бы уже потеряли.

Причем актуальности конференции, по мнению Барбашиной, безусловно способствовал ее уникальный формат. Как обычно проходят такие встречи? В формате теоретических обсуждений, здесь же акцент был сделан именно на обмен практическим опытом. И даже теоретические доклады, прозвучавшие на пленарном заседании, были посвящены реально существующим проектам. На второй день выступавшие просто показывали их  фрагменты, то есть как они это делают.

Человек и IT
Открытий на мастер-классах было много, все они складывались в общую копилку опыта. Новосибирцы восхитили и поразили коллег тем, что являлось итогом многолетней кропотливой работы и сочетало в себе высокий уровень профессионализма художников с достижениями современных цифровых технологий. Показали лишь один из дистанционных уроков Сергея Мосиенко и Михаила Паршикова из серии проведенных ранее для одаренных ребят из пяти сельских районов области. Они анализировали работы детей, пользуясь интерактивной доской и световым пером, указывали на ошибки. Те поправляли их, показывали мастерам. В общем‑то разговор шел об искусстве, и обе стороны прекрасно понимали друг друга.

— Это действующий вот уже на протяжении нескольких лет проект, — объяснила мне заместитель директора Новосибирского областного центра информационных технологий Нелли Ким. — Уникальный опыт, когда два министерства — культуры и образования — объединили свои технические и кадровые ресурсы.

Из США по видеосвязи, предоставленной облЦИТ, технически и информационно сопровождавшим конференцию, про арт-резиденции Нью-Йорка рассказала новосибирская художница Елена Честных, которая сейчас является студенткой Нью-Йоркской Академии искусств.

Члены Союза художников России Сергей Мосиенко и Михаил Паршиков общались со школьниками в интерактивном режиме на равных. Фото с сайта www.edu54.ru

Члены Союза художников России Сергей Мосиенко и Михаил Паршиков общались со школьниками в интерактивном режиме на равных. Фото с сайта www.edu54.ru

 

Эксперт форума, руководитель секции «Сетевое взаимодействие в сфере искусства и образования», научный руководитель Красноярского центра социально-экономического мониторинга Геннадий Блинов, отметив перспективность для больших городов арт-коммуникаций, которые были продемонстрированы Честных, особо отметил дистанционный практикум Сергея Мосиенко и Михаила Паршикова.

Красота общения
— Это было красиво, убедительно, — делился Геннадий Николаевич. — Это было движение через дистанционные формы от натюрморта к пейзажу и наоборот. Особенно впечатлили способ общения мэтров с ребятами и тип отношения к детским работам — настоящее партнерство. Это крайне важно сегодня: мы все увидели, что дистанционные средства действительно работают. Ведь у нас часто случается, что мы становимся заложниками современных интерактивных гаджетов со всеми вытекающими последствиями — клиповым сознанием и прочим.

Это беда не самих инструментов, подчеркнул эксперт, а тех, кто с ними работает. Если мы не умеем ставить соответствующую задачу, неизбежно попадаем в зависимость от техники. Тандем Мосиенко — Паршиков продемонстрировал нам правильную, точную работу с цифровым ресурсом как средством.

Отметили гости и конкретные методики взаимодействия новосибирских школьников посредством виртуальной мастерской с одним из лучших музейных учреждений страны в программе «Мы рисуем в Эрмитаже».

Диапазон открытий бесконечен
Тут надо сказать главное: все это возникло не на пустом месте, названные проекты — не точечные прорывы в сфере взаимодействия культуры и образования Новосибирской области. Сама конференция является логическим развитием проекта «Непрерывное духовное, художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство», который в течение пяти лет реализуется на базе Городского центра изобразительных искусств города Новосибирска. Именно ГЦИИ явился инициатором проведения этого форума и получил поддержку правительства области и мэрии.

Начальник отдела образования и коммуникаций Национальных музеев Берлина (Германия) Хайке Кропф впервые в России, но давно нашла в Новосибирске единомышленников. Фото с сайта www.edu54.ru

Начальник отдела образования и коммуникаций Национальных музеев Берлина (Германия) Хайке Кропф впервые в России, но давно нашла в Новосибирске единомышленников. Фото с сайта www.edu54.ru

 

В проекте задействованы 10 школ города и ряд сельских районов. Причем в ГЦИИ, чтобы «пообщаться с искусством» в самых разных формах, приезжают не только одаренные дети, занимающиеся изобразительным искусством, но и многие другие школьники. Потому что развитие эстетического вкуса, по мнению одного из авторов данного проекта кандидата педагогических наук профессора Леонида Боровикова, — один из ключевых моментов в этой работе. Кстати, на конференции Леонид Иванович вместе с госпожой Хайке Кропф, начальником отдела образования и коммуникаций Национальных музеев Берлина, был модератором секции «Учитель в искусстве: вчера — сегодня — завтра». Уже само название этой секции, где уникальным опытом поделились педагоги-практики из Пашино, Маслянино, Новосибирска, музейные работники Купино, вселяло оптимизм и расставляло важные ориентиры: творческую личность воспитает только педагог, увлеченный творчеством. А они у нас есть!

Вообще, обретение в самые сжатые сроки нового опыта и даже мировоззренческих открытий, которые, несомненно, позволят им двигаться в своей деятельности вперед, отмечали на подведении итогов конференции как именитые участники, так и педагоги обычных школ. К примеру, учителя из школы № 144 Первомайского района Новосибирска на итоговом круглом столе признались, что трехдневное общение такого уровня и качества дало им импульс для рождения идей сразу четырех новых проектов.

Когда увлеченные люди из разных, в том числе географически, точек идут к одной высокой цели, они даже на расстоянии (многие на форуме были заочно знакомы) являются опорой друг другу. Встреча в Новосибирске это убедительно подтвердила.