USD 102.5761 EUR 107.4252
 

«Трансаэро»: жёсткая посадка

Ася ШУМИЛОВА
Фото с сайта bloknot.ru
Фото с сайта bloknot.ru

Авиаперевозчики за свой счет отправляют в полет пассажиров авиакомпании-банкрота

Вторая по величине авиакомпания России, специализирующаяся на чартерных рейсах, — «Трансаэро» — на прошлой неделе объявлена банкротом. Финансовые трудности авиаперевозчика, который двадцать лет исправно выполнял свои обязательства перед пассажирами, начались с ухудшением экономической ситуации в стране и ростом курсов валют.

Когда долг компании перед банками-кредиторами превысил 250 миллиардов рублей, Правительство РФ предложило вариант продажи 75-процентного пакета «Аэрофлоту», ожидая, что крупнейший перевозчик сможет оздоровить «Трансаэро». Однако владельцы к назначенному сроку не собрали пакет акций и сорвали оферту. В итоге авиакомпания пошла по печальному сценарию банкротства. Специалисты опасаются, что эта «иголочка» потянет за собой «ниточку» банкротств туристических компаний.

Отдайте наши бонусы!
Пока специалисты обсуждают, что будет с долгами, авиапарком и маршрутами «Трансаэро», многих пассажиров волнует злободневный вопрос: означает ли банкротство авиакомпании конец бонусной программы перевозчика «Привилегия»? Зачтут ли «Аэрофлот» или S7 накопленные баллы или попросту аннулируют их?

Известно, что именно «Трансаэро» отличалась повышенной лояльностью к участникам своей бонусной программы. Так, количество миль, которые нужно было накопить для получения бесплатного билета, примерно в пять раз меньше, чем требуют другие перевозчики. Участники программы лояльности «Трансаэро» в тревоге — в соцсетях обсуждают возможности срочно «слить» накопленные баллы и волнуются из-за уже выписанных бесплатных премиальных билетов.

В пресс-службах «Аэрофлота» и авиакомпании S7, которые занимаются перевозкой пассажиров авиакомпании-банкрота, пока ситуацию с бонусами не комментируют, им бы для начала с реструктуризацией и маршрутной сеткой разобраться. Кстати, у «Аэрофлота» уже есть опыт переформатирования чужой бонусной программы. Когда «Владивосток Авиа» была интегрирована в «Аэрофлот», баллы, накопленные держателями карт по программе «Лидер», перевели в программу «Аэрофлот Бонус» с применением повышающего коэффициента — 1,35. Однако этот коэффициент все равно оказался недостаточным из-за разницы в условиях программ лояльности.

Каким будет коэффициент в данной ситуации, сказать сложно. Решение этого вопроса находится в прямой зависимости от размера долговой нагрузки «Трансаэро», которая ляжет на «Аэрофлот». Если в авиакомпании не будет хватать ресурсов для того, чтобы справиться с ним, то программу лояльности могут и «ампутировать» как лишний источник расходов.

Соломинка для пассажира
В октябре к перевозке пассажиров «Трансаэро», которые в основном осуществлял «Аэрофлот», на безвозмездной основе присоединилась компания «Сибирь» (S7).

— Передаточный манифест — это основание для перевозки пассажиров «Трансаэро» рейсом S7. Он оформляется представителем авиакомпании «Трансаэро» в аэропорту вылета, — сообщила пиар-директор Группы компаний S7 Ирина Колесникова. — Проверить, отменен рейс или нет, теперь можно на сайте «Трансаэро» — там запущен специальный сервис по проверке статуса рейса на два дня вперед. Пассажиров будут перевозить по билетам, оформленным до 15 декабря. Кроме того, сам банкрот по-прежнему выполняет часть перевозок. Пассажиры с билетами этой авиакомпании могут улететь другими перевозчиками без доплаты при условии наличия на бортах свободных мест.

Самолет в добрые руки
Что касается парка воздушных судов «Трансаэро», в который входят 106 авиалайнеров (Boeing-777, Boeing-747, Boeing-767, Boeing-737, Airbus-A321, Ту-214 и два грузовых Ту-204С), то, скорее всего, его передадут другим авиакомпаниям для перевозки пассажиров на внутренних и международных авиалиниях. В частности, более 30 воздушных судов намерен эксплуатировать «Аэрофлот».

Напомним, что все самолеты «Трансаэро» эксплуатируются на условиях лизинга, поэтому лизингодатели, среди которых в основном российские компании («ВЭБ-лизинг», «ВТБ-лизинг» и «Сбербанк-лизинг»), готовы передать эти воздушные суда в случае прекращения операционной деятельности «Трансаэро» в другие авиакомпании.

Штат численностью 12 тысяч человек также «разберут» ведущие авиаперевозчики. Создаваемый Росавиацией банк вакансий авиапредприятий может агрегировать данные по 900 вакансиям, на которые мог бы претендовать летный состав «Трансаэро».

В настоящее время Росавиация проводит внеплановую инспекционную проверку ОАО «Авиационная компания «Трансаэро» на основании ухудшения состояния безопасности полетов. Кроме того, основанием для проверки стали снижение основных финансово-экономических показателей деятельности авиакомпании, возбуждение против нее дела о банкротстве. Проверка закончится в ближайшее время, результаты будут оглашены через неделю.