USD 108.0104 EUR 113.0947
 

Слово учителю

Наталья НАШТАЛОВА
Учитель - это звучит гордо!
Учитель - это звучит гордо!

Юный педагог и преподаватель с большим стажем устроили заочный обмен мнениями

В преддверии Дня учителя редакция газеты «Советская Сибирь» решила провести небольшой эксперимент и задала одинаковые вопросы на тему образования учителю с тридцатилетним стажем работы и новичку, который только-только ступает на путь педагогики. Картины мира оказались схожи, но не во всем.

Опросный лист
1. Почему вы решили стать учителем? Когда эта идея посетила вас?
2. Вспомните, пожалуйста, какими были ваши первые впечатления от встречи с учениками?
3. Система ЕГЭ: каковы ее плюсы и минусы?
4. Сегодня никого не удивишь даже дракой между учителем и учеником. В Интернете множество подобных историй… Какими, на ваш взгляд, должны быть отношения педагога и ребенка?
5. Как вы оцениваете качество современных учебников. Почему все их ругают? Они действительно хуже, чем советские учебники?
6. Нужен ли, на ваш взгляд, плавающий День знаний? Что если отмечать его не 1 сентября, а кому как вздумается?   
7. Как, по-вашему, надо праздновать школьный выпускной?

«Поняла, что несу доброту в этот мир»
Светлана Литвиненко, преподаватель английского языка в частной языковой школе города Новосибирска, стаж работы — менее трех лет.

Светлана Литвиненко, преподаватель английского языка

— Мечта о школе? Не думала, что буду работать учителем. Хотела быть журналистом, но поступила в итоге на специальность «филолог-преподаватель». Решила, что, овладев филологией, этой универсальной наукой, смогу и в газете, в журнале работать при желании, и языки учить, и, возможно, даже быть учителем.   

Преподавать начала, можно сказать, спонтанно. Произошло это не в России (да, я необычная учительница), а за границей. Во время длительной туристической поездки решила подзаработать и взялась обучать английскому ребят в одной из индийских школ. Преподавала недолго, но прониклась процессом, до сих пор вспоминаю, как дети были рады мне и как искренне они тянулись к знаниям. Поняла, как важен на самом деле труд учителя, что ты действительно несешь что-то доброе в этот мир. Возвратилась в Россию и через какое-то время устроилась работать в одну из частных школ Новосибирска, где и преподаю до сих пор.  

— Первое впечатление от учеников? Конечно, шок: их было много, я растерялась, но они (спасибо этим ребятам) каким-то образом самоорганизовались и даже вовлекли меня в игры, которые придумали сами. Они восприняли меня как товарища. Я была для них просто друг, который знает больше и может дать совет, научить чему-то.

— Систему ЕГЭ в отношении моего предмета считаю несовершенной. Слишком уж этот экзамен академичен, акцент сделан на теорию, а не на практику. Но есть и плюсы, например структурированность, ведь любая структура лучше, чем хаос. Мы стремимся к какому-то универсальному варианту экзамена, это хорошо. Дети, ориентированные на обучение за границей, конечно, должны пройти через это испытание. Знания обязательно пригодятся.

— По поводу отношений учитель — ученик скажу, что первый должен стараться быть наставником, но не слишком строгим. О дисциплине забывать, конечно, нельзя, но жесткость здесь, на мой взгляд, недопустима. Надо воспитывать, но мягко.

— Пока я не преподавала по учебникам, которые используют в государственных школах страны, но от коллег знаю, что зачастую их составители лишь отчасти имеют отношение к процессу обучения. Все еще сохраняется тенденция советского времени, когда упор был не на практику, а на теорию, что для знания языка не очень хорошо. Зачем тебе английский, если все понимаешь, а сказать не можешь? В частных языковых школах Новосибирска разрешено преподавать по кембриджским, оксфордским учебникам: они больше ориентированы на развитие у учеников коммуникативных навыков. Дети там со временем начинают понимать, что им надо разговаривать, а не просто уметь решать тесты.

— Плавающий праздник 1 сентября? Слышала про это, но считаю, что инициатива к добру не приведет. Зачем расшатывать систему? Если отклоняться от всех принятых ранее норм, любой институт рухнет, и школа здесь не исключение. Многие в итоге перейдут на домашнее обучение. Лучше менять наполнение уроков, а не школьную систему в целом.

— Празднование выпускного дня, на мой взгляд, должно быть памятно в первую очередь для родителей учеников, которые закончили школу, поэтому надо учитывать интересы старшего поколения. Важно, чтобы мамы и папы прочувствовали, что их дети перешли важный рубеж и начинают новую жизнь.

«Школьники — это всегда вулкан»
Евгения Алексеевна Лелетка, преподаватель истории средней школы № 11 города Искитима, стаж работы — около 30 лет.

Евгения Алексеевна Лелетка, преподаватель истории

— Мечтала быть учителем с детства и всем, помню, постоянно говорила об этом, даже толком не зная, что это такое. Осознанное желание преподавать пришло ко мне к моменту окончания школы. Специализацию «история» выбрала случайно. Я хотела работать с детьми, только исторический факультет в те времена давал методику воспитательной работы. Поступить было сложно, делала это через подготовительное отделение НГПИ (тогда педагогический университет назывался институтом), конкурс был не менее семи человек на место.

— Первая встреча с учениками состоялась первого сентября на торжественной линейке. Меня впечатлило сопоставление малышей и старших ребят. Стоят одиннадцатиклассник на голову выше меня и первоклассник ростом мне «до коленки». Появилась мысль о том, что этот малыш, когда школу закончит, станет таким же большим дядей! Пожалуй, стоит трудиться, чтобы это произошло. Это был очень волнующий момент. С тех пор прошло много лет, но я ни о чем не жалею. Ученики — это всегда непредсказуемость, вулкан, но с хорошими последствиями.

— Плюс системы ЕГЭ в том, что она уравнивает шансы на поступление в хорошие вузы ребят из больших городов и глубинки, а минус — в самой схеме тестирования. Подготовка к сдаче теста не дает возможности усвоить глубокие, обширные знания по предмету. Это, мне кажется, сегодня осознали все.  

— Взаимоотношения между учителем и учеником должны быть партнерскими, только тогда будет успех и учитель будет слушать ученика. Негативные моменты, конфликты, даже какие-то происшествия в школьной среде, о которых вы говорите, конечно, сейчас происходят, это не выдумки. Ученики стали очень свободолюбивы, и это не всегда на пользу. Выросло поколение родителей, которые не признают многих правил, они считают, что им этого не нужно, и так же они воспитывают детей. Но по тому времени, когда ученика за плохое поведение можно было легко выставить за дверь, я не скучаю. Сейчас хорошее время, другой разговор, что министерство образования должно бы задуматься, как разгрузить преподавателя. Нагрузка сейчас очень большая, и это мешает образовательному процессу.

— Качество учебников, конечно, стало хуже. О чем говорить, если в учебнике по истории на Великую Отечественную войну может приходиться только один параграф. Как здесь воспитать патриотизм? Есть в современных учебниках и орфографические ошибки, повторы, а иногда он написан таким наукообразным языком, что ребенок просто не понимает, о чем же там говорится. Встречаются глупые примеры, часто присутствует однобокий подход.

— Нужен ли плавающий День знаний? Считаю, нет. Это общий праздник: и родителей, и детей, и учителей. Он должен всех объединять, а не наоборот. Какие могут быть варианты?

— По поводу выпускного скажу, что традиция эта сегодня не так популярна, как раньше. В нашей школе, к примеру, широко празднуют сейчас только последний звонок, момент прощания со школой. Вот это действительно важно, а все остальное — просто еще одна шумная вечеринка.

ФАКТ
Впервые День учителя отметили в 1965 году в Советском Союзе. Тогда педагогику считали самой важной, уважаемой и нужной специальностью. С этого момента профессиональный праздник преподаватели Советского Союза отмечали в первое воскресенье октября.