USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Начальник ГИБДД Новосибирска: «Я дисциплинированный водитель»

Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА

Еще каких-то десять лет назад сотрудника ГИБДД высмеивали в анекдотах и причисляли к «врагам» водителя. Сейчас ситуация поменялась. Экипажи не прячутся в кустах, а периодически мелькают в новостях как герои: то детей на пожаре спасут, то роды в пробке принять помогут. Более того, у инспекторов появилось немало добровольных помощников среди общественников и рядовых автомобилистов.

Тем не менее безопасными дороги Новосибирска назвать пока нельзя. Почему? И что для этого нужно сделать? Об этом и многом другом мы расспросили нового начальника городской ГИБДД Евгения МАСЛЮКА, кстати, самого молодого в истории руководителя Госавтоинспекции Новосибирска.

Осознанный выбор

– Евгений Вячеславович, вам всего 30 лет, а вы уже возглавляете такое серьезное ведомство, как ГИБДД большого города. В чем секрет такого быстрого карьерного роста?

– Не сказал бы, что быстрого: я с шестнадцати лет выбрал для себя этот путь, когда поступил в Санкт-Петербургскую школу полиции. А может, и раньше: я вырос в стенах Госавтоинспекции, поскольку моя мама больше 30 лет трудилась в этой системе. После учебы в Питере я три года проработал в аппарате Главного управления МВД по Новосибирской области, а потом уже окончательно перешел в ГИБДД. Начинал с должности инспектора. Так что особого секрета карьерного роста у меня нет. И молодость не рекорд – я же до этого назначения руководил инспекцией города Бердска, и пусть объем работы несравним с мегаполисом, тем не менее это была хорошая управленческая школа, и в плане понимания ситуации тоже.

– И какова ситуация?

– В сфере безопасности дорожного движения наш город выглядит не хуже, а может, в чем-то и лучше других городов страны. Но есть у нас и свои особенности. Например, в последнее время мы стали замечать, что изменился возраст правонарушителей: это все чаще опытные водители 40–55 лет, а не молодые владельцы авто, как было ранее. Связано это, наверное, с тем, что молодежь более информирована. Они видят в тех же социальных сетях непридуманные последствия ДТП, фотографии с места аварий, что заставляет задуматься и лишний раз не испытывать судьбу. К сожалению, выписываемых штрафов меньше не становится, и это несмотря на то, что нарушать не только небезопасно, но сейчас и очень дорого. 

– Да, штрафы растут, более того, с июля этого года за пьяную езду можно получить реальный тюремный срок. Неужели и эта мера не дисциплинирует?

– Кстати, наши инспекторы первыми в России задержали пьяного водителя в Ленинском районе всего через два часа после вступления в силу поправок, ужесточивших ответственность за это правонарушение. Молодой человек признался инспекторам, что «обмывал» машину знакомой, а потом поехал навестить бывшую жену. Выяснилось, что задержанного уже лишали права управления за пьяную езду на 1,5 года. И это наказание истекло менее года назад.

Всего же с начала года задержано более 12 000 водителей, севших за руль в состоянии алкогольного опьянения. И много среди них «повторных» нарушителей. Мы стараемся рассказывать о последствиях подобных действий, но в большинстве случаев, только попав в отделение полиции, человек осознает то, что он совершил.

– Еще есть какие-то ПДД, по которым также стоит ужесточить наказание?

– По правилам парковки. Это сейчас острая проблема, особенно с большегрузами, которые ни один эвакуатор с места не сдвинет. Есть же специальные стоянки для таких машин, но водители, видимо, экономят. Один из результатов такой халатности – гибель трех человек в ДТП на улице Петухова неделю назад, когда водитель такси влетел в припаркованную у обочины фуру.

Невзирая на чины

– Начался учебный год, и тема номер один сегодня – защитить детей на дороге. Вроде немало профилактических мероприятий проводится, но дети продолжают гибнуть…

– Подготовка к 1 сентября – это и наша головная боль. Мы были инициаторами того, чтобы нас включили в комиссию по приемке всех школ города к учебному году. Но к 115 образовательным учреждениям, расположенным вблизи дорог, у нас особое внимание. Тут мы проверяли и освещение, и разметку. Выявили много недочетов. Что-то удалось устранить до начала учебного года, некоторые вещи требуют дополнительных затрат от мэрии. К 2016 году работу эту планируется завершить.

Кроме того, мы регулярно проводим в школах уроки безопасности, разъяснительные беседы с родителями….

– Вы слышали о новом «развлечении» современных детей, когда они на спор перебегают дорогу перед потоком машин? Что в таких ситуациях делать?

– Про данный вид «развлечения» мы знаем, и во многих регионах проблема, действительно, стоит очень остро. Новосибирские школьники, насколько мне известно, в такие игры не играют. И чтобы не допустить этого впредь, одной пропаганды со стороны ГИБДД мало – нужно в школах работать, и самое главное, родители должны объяснять своим детям, что смелость не в том, чтобы глупо рисковать жизнью.

– Еще одна актуальная проблема – хамство на дорогах. Интернет забит видеосюжетами дорожных разборок. Какой-то вклад в решение этой проблемы ГИБДД может внести?

– Служебные обязанности инспектора ДПС не ограничиваются составлением протоколов, как вы понимаете. Если наш сотрудник стал очевидцем конфликта на дороге, он обязан вмешаться. И не важно, случилось ДТП или его удалось избежать, после чего водители решили помериться силой. Были случаи, когда такая драка парализовывала движение или приводила к гибели одного из спорщиков под колесами пытающегося объехать место конфликта авто. Как правило, сам факт присутствия представителя власти усмиряет автохамов.

– Мне кажется, и раньше хамы на дорогах встречались, просто с появлением средств видеофиксации это перешло в публичную плоскость. А с вами лично такие ситуации происходили? Например, подрезал вас кто-то, когда вы управляли личным авто?

– Нет, я дисциплинированный водитель и твердо уверен, что не нужно спешить, совершать неоправданные маневры и прочее. Королей на дороге быть не должно, невзирая на чины и престиж автомобиля.

Нам далеко до робокопов

– В последнее время, в том числе и в нашем городе, появилось немало общественных организаций, которые пытаются помочь вашей службе: «Форпост» профилактические мероприятия проводит, «Автобратство» ямы измеряет на дорогах, «Стопхам» с нарушителями правил парковки борется… Они вам реально помогают или, наоборот, мешают?

– Инспекторов дорожного надзора в Новосибирске не хватает. И активисты на самом деле оказывают нам большую помощь в контроле за улично-дорожной сетью. Радует и неравнодушие многих рядовых автомобилистов: на наш сайт ежедневно приходит по пять-семь обращений, касающихся качества дорог, инфраструктуры и т. д. Много справедливых замечаний. Я лично читаю каждое обращение, отвечаю на него и принципиально считаю, что только с такой открытостью и честностью в работе с общественностью мы сможем повысить безопасность наших дорог.

– В городе увеличивается количество средств фото- и видео­­фиксации нарушений. Не придет ли такой день, что инспекторов на улицах просто не останется? А может, наоборот, это будут киберинспекторы?

– До робокопов нам еще далеко. А если без шуток, то нагрузка на инспекторов очень возросла. Нужно в ежедневном режиме решать столько задач, что зачастую молодые сотрудники теряются, поэтому мы закрепляем за ними наставников.

Далеко в будущее заглядывать я бы не хотел. Если говорить о приборах фотовидеофиксации, то их применение положительно отражается на состоянии аварийности. В местах размещения таких приборов водители снижают скорость, совершают меньше неоправданных маневров, едут аккуратнее. Соответственно, на таких участках мы наблюдаем снижение аварийности. Однако без инспекторов нам не обойтись. Сотрудники ДПС решают много задач, где их присутствие необходимо. В том числе – выявление нетрезвых водителей, задержание нарушителей, оформление дорожно-транспортных происшествий и многое другое.

Виталий МАСЛЮК