USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Такая Витькина жизнь

Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА

В Новосибирске школьник убежал из дома и неделю жил в заброшенной бане. Папа видит будущее сына за решеткой.

Накануне 1 сентября школьники паковали ранцы, проходили медкомиссию. Но герой новостных лент — 13-летний учащийся 147-й школы Новосибирска — не из их числа. Юный житель Первомайского района на прошлой неделе был пойман на станции Инской при попытке выноса железнодорожных деталей за территорию. Что его ждет?

Жил да был в бане мальчик

Еще во время разбирательства после инцидента на станции Инской стало ясно: убегать из дома и бродяжничать для Виктора — привычное дело.

Перед поимкой он пять дней жил в бане в одном из дачных обществ. Что делал, чем питался? Говорит, сдавал железнодорожный металл, таким способом зарабатывал себе на еду. Кое-что пожевать друзья приносили.

В полиции сообщили, что мать подростка лишена родительских прав, а отец, с которым он живет, практически не занимается его воспитанием. Сын отсутствовал несколько дней — отец даже не отправился на его поиски. За ненадлежащее воспитание и содержание сына на него составили административный протокол. Документы на помогавших мальчику друзей, а оба они — из благополучных семей, тоже передали в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Витин папа — человек, как говорят, простой: выкладывает незнакомым людям все как на исповеди, не скрывая своих прегрешений. Из рассказа 44-летнего Юрия В. становится понятным, почему мальчик сбегает из дома. Дело не в бедности, не жестокости взрослых, психологи обычно определяют подобную ситуацию так: ребенок никому не нужен.

Глава семьи рассказал, как просил лишить его родительских прав, мотивируя это тем, что не справляется со своими обязанностями. При этом, оказывается, матери мальчика уже нет в живых. «Злоупотребляла спиртным, умерла от цирроза печени», — без сожаления объясняет папаша. Он считает покойницу виновной в несчастьях сына. «Когда он жил с мамой, уже после нашего с ней расставания, — рассказывает Юрий В., — у нее появился сожитель, бывший уголовник. Дачи ходили грабили, собак убивали при мальчике...»

«У него с памятью что-то не то»

Витины родители прожили вместе 12 лет. Родили троих детей, у Вити есть еще сестра и старший брат — инвалид детства. Счастья в семье не прибавлялось, скорее наоборот. Когда совместное житье стало совсем невыносимым, супруги расстались. Мальчика определили жить с папой. Мать взялась за бутылку. Пила, рассказывает Юрий В., потом уже все подряд, и годное, и не годное для питья.

Ясное дело, при таком образе жизни семьи мальчику не были привиты правила поведения, он даже читает с трудом...

— Сын мне говорит: мол, зачем вы меня заставляете учиться, школа — это не мое, — делится с нами папаша. — У него с памятью что-то не то. Книжку он еще может прочитать, а спросишь, о чем прочитал, не скажет. Такая особенность. Я ему говорю: давай вслух, чтобы я слышал, что ты действительно читаешь, а не просто глазами водишь. Он читает, но все как-то не так, ничего не понятно. 

Расспрашиваем папу, что любит Витя? Что ему интересно? Какие увлечения, хобби, кружки?

— Он трудяга, по ремонту помогает, по строительству, — говорит отец, который занят ремонтом семейной квартиры. — А на учебу не хватает у него терпения. Да и напрягаться ему противопоказано, может из носа кровь пойти...

«Да, папа, я осознал»

В школе, в которую так не любит ходить мальчик, пояснили, что с успеваемостью у него действительно хуже некуда. Витя нуждается в систематическом психо-неврологическом лечении, но не получает его регулярно. Следить за этим некому. Папа справиться не в состоянии, нет ни желания, ни сил, а бабушка (она, пожалуй, единственная, кто переживает за Витю) уже старенькая и больная.

В прошлом году парнишка был в школе всего несколько раз, остался на второй год. Дважды Витя попадал в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, один раз за кражу, второй раз за нанесение побоев. 

— Ребенок как ребенок, — с сочувствием к судьбе мальчика прокомментировали эту историю в центре, где юных правонарушителей пытаются научить уму-разуму. — Зачем вы вообще все это пишете?..

Действительно, зачем?

Через год Витя вступит в возраст, когда за нарушение закона ему может грозить уже реальная уголовная ответственность. Вот что об этом говорит его отец. Эти слова, думаю, шокируют любого...

Попрошайки_(122).jpg

— Кем я вижу его через пару лет? — рассуждает мужчина. — Если не образумится, не возьмется за ум, я вижу его зэком. Сейчас он вроде бы пообещал, ведет себя хорошо, на улицу отпускаю его, вроде пока нигде не пакостит. Дисциплина наладилась. Вечером разговариваем: «Да, я осознал»...

Сам папаша, ясное дело, ни семи пядей во лбу, университетов не кончал, образование — 8 классов. Простой работяга, штукатур, трудится в строительной фирме. Из-за сложных отношений с женой упустил сына из виду, а теперь не знает, как быть. Обустраивает семейное гнездо, надеется, это поможет. Будут тепло и уют, глядишь, и Витя убегать из дома перестанет.

— Ремонт сделаю в квартире, потом буду строить двухэтажный дом, — говорит Юрий В. — Дочери потом квартира останется, а мы с Витей и его бабушкой будем жить вместе.

Сам Виктор во время нашего разговора дома отсутствовал, бегал с друзьями на улице. Вернется ли он домой с очередной прогулки или снова «загуляет»? Папа спокоен: «У Витьки сейчас все более или менее благополучно. Обещает, что будет учиться»...

Наталья НАШТАЛОВА