USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Доктор, вы точно доктор?

Наталья НАШТАЛОВА
Мы доверяем врачу, рассчитывая на его добросовестность. Фото Михаила ПЕРМИНА
Мы доверяем врачу, рассчитывая на его добросовестность. Фото Михаила ПЕРМИНА

В регионе растет количество жалоб пациентов на качество медицинских услуг. В судах рассматриваются десятки «дел врачей»

Частные медицинские центры конкурируют с государственными, козыряя уровнем сервиса и отсутствием очередей. А как же качество? К кому больше претензий — к частникам или государственным медучреждениям? И можно ли пострадавшим от горе-врачей добиться справедливости и материальной компенсации причиненного вреда?

Не могут сосчитать больные зубы
Существует стереотип, что частникам лишь бы заработать на нас деньги, а лечение — дело десятое. Поступающие от новосибирцев вопросы — почти все из этого ряда.

— Мое твердое убеждение, — делится житель областного центра Владимир, — что врачи лечат хорошо только по знакомству. Если ты с медиком не знаком, он относится к тебе как штамповщик к гайке на конвейере.

Участница обсуждения темы качества медуслуг в прямом эфире ВГТРК сообщила, что в частной клинике ей насчитали семь больных зубов. Стоматолог в муниципальной клинике, куда женщина обратилась, чтобы перепроверить диагноз, обнаружил... всего два зуба, требующих лечения. Причем сделать это можно было бесплатно, за счет медполиса. В частном центре стоимость лечения подсчитали ориентировочно от 10 тысяч рублей и выше в зависимости от того, как пойдет лечение и что еще вскроется в процессе. Как же так?

Сергей Дорофеев, председатель правления Новосибирской областной ассоциации врачей, депутат Государственной думы РФ, выслушал это заявление и не согласился с обвинением частников в желании нагреть руки на пациентах. И в частной клинике, и в государственной работают одни и те же врачи, говорит он. Не может человек утром работать хорошо в государственной клинике, а вечером — плохо в частной. Единственное объяснение подобных происшествий — человеческий фактор. Его не избежать.

Проверяют и тех, и других
В обсуждении принял участие заместитель министра здравоохранения Новосибирской области Ярослав Фролов. Он успокоил: проверки в частных медицинских учреждениях проходят по тому же сценарию, что и в государственных.

— При получении предписания от органов Росздравнадзора министерство здравоохранение имеет полномочия выйти с проверкой. В случаях, когда выявляется проблема, есть возможность привлечь виновных к административной ответственности. С начала года таких фактов было зарегистрировано 17.

Людмила Галагуш, руководитель Новосибирского отделения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, уточнила, что наиболее частые причины для привлечения к административной ответственности просты: оборудование не соответствует или его совсем нет, специалисты вовремя не прошли обучение. Поводом для жалобы может быть нарушение санитарных норм.

Если есть претензии к качеству медицинской помощи, напомнила Людмила Галагуш, пациенту первым делом надо обратиться в администрацию лечебного учреждения, далее — в отделение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.

Правосознание растет
Жалобы от пациентов, подытожила Юлия Стибикина, директор ООО «Центр медико-страхового права», поступают на врачей как частных, так и государственных клиник.

— Этот год по статистике тяжелый. У нас уже порядка 230 обращений, 70 дел находится в судах. Количество жалоб в целом увеличивается. Это можно объяснить либо тем, что растет правосознание граждан, либо какими-то сбоями в системе здравоохранения, — прокомментировала правозащитница. — У меня сегодня семь дел по поводу гибели после оказания медпомощи пациентов в возрасте от 17 до 35 лет.

Восемь из десяти дел обычно с трудом, но выигрываются. Юлия Стибикина напомнила журналистам об одном случае, когда мать отсудила у больницы миллион рублей за смерть 17-летней дочери.

Октябрьский районный суд Новосибирска 16 февраля вынес решение по иску Ирины Ларицкой, дочь которой погибла после операции в городской клинической больнице скорой медицинской помощи № 2.

Согласно материалам дела, девушка попала в больницу в ночь со 2 на 3 февраля 2014 года. 5 февраля врачи пытались эндоскопически, без разрезов, прочистить проток от камней, но операция оказалась неэффективной. После повторной операции 10 февраля девушка попала в реанимацию, затем у нее открылось кровотечение. Вечером 10 февраля больная перенесла комплекс операций по остановке кровотечения и извлечению камней, у нее начался острый панкреатит. 14 февраля Екатерина умерла в реанимации от панкреонекроза.

По словам Юлии Стибикиной, которая выступала адвокатом матери погибшей девушки, суд признал вину больницы в оказании некачественной врачебной помощи.

Экспертиза, проведенная в рамках процесса, установила, что первая и вторая операции были назначены без дополнительных методов исследования, третья выполнена поздно. Эксперты нашли причинно-следственную связь между действиями врачей и кончиной пациентки и признали смерть условно предотвратимой в условиях грамотной медицинской медпомощи.

— Большая часть пациентов готовы решать вопросы с медучреждениями на этапе досудебного разбирательства, — уточнила юрист. — Но не в том случае, когда речь идет о государственной больнице. Все споры решаются только в суде.

ВОПРОС — ОТВЕТ
Одно из наиболее частных нареканий в адрес частных медцентров, включенных в программу обязательного медицинского страхования, — нежелание обслуживать пациентов по полису. Для отказа частники находят разные причины: нет материалов, специалист заболел и так далее. Зато за деньги — все и сразу. Почему?

— С одной стороны, тариф не всегда им выгоден, — прокомментировал глава Новосибирской областной ассоциации врачей, депутат Госдумы РФ Сергей ДОРОФЕЕВ. — Он сегодня в большинстве случаев покрывает расходы, но в нем не заложена прибыль, инвестиционная составляющая. А любой предприниматель, в том числе и в медицинской сфере, заинтересован в прибыли, в получении средств на развитие. Еще одна причина в том, что любое учреждение, работающее по принципам ОМС, должно подчиняться общим правилам: сдавать все отчеты, полностью выполнять программу государственных гарантий и так далее. Это вызывает у частного сектора здравоохранения определенные опасения.