USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Куда кривая вывезет?

Наталья НАШТАЛОВА
Маршрутки до отказа набиваются людьми, тогда как автобусы чаще всего идут полупустые или вовсе порожняком. Фото Михаила ПЕРМИНА
Маршрутки до отказа набиваются людьми, тогда как автобусы чаще всего идут полупустые или вовсе порожняком. Фото Михаила ПЕРМИНА

Чтобы сэкономить на зарплате, хозяева автобусов садят за руль новичков, а водители в погоне за рублем работают без отдыха, подвергая пассажиров огромным рискам

После жутких резонансных ДТП, случившихся в Красноярском крае и на Кавказе, в регионе проходят проверки общественного транспорта. В Новосибирске он всегда считался более-менее безопасным. Но системный хаос явился «вдруг» и ужаснул многих. Почему в этом году тема общественного транспорта приобрела скандальное звучание?

Падающие и ломающие спины пенсионеры, беременные женщины с ушибом грудной клетки, насильно высаженные из автобусов дети... Поневоле задумаешься: доедешь ли целым из пункта А в пункт Б? Результаты проверок печальны, хоть хватайся за голову. В Новосибирске в этом году число ДТП с участием пассажирского транспорта выросло аж на 67 процентов.

Правила есть, кто соблюдать будет?
За первые полгода 2015-го в городе зарегистрировано 75 происшествий с участием пассажирского транспорта, в которых погибли пять человек, 78 получили травмы, сообщил на днях начальник управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска Александр Лаврентьев.

— Основным видом происшествий стали падения пассажиров — 34 случая. Зафиксировано 24 факта падения пассажиров при столкновениях и 15 наездов на пешеходов, — отметил специалист. Он подчеркнул, что только в семи случаях были виноваты водители транспорта.

Региональная Госавтоинспекция на совещании с участием губернатора представила более обширную фактуру. Получилось, что в увеличении травматизма в общественном транспорте виноваты все — и организаторы перевозок, и водители, и зачастую пассажиры.

— Нередко в автотранспортных предприятиях отсутствует кадровая политика при подборе водителей, за рулем оказываются случайные люди, — заявил заместитель начальника УГИБДД Вячеслав Трещёв.

Он напомнил, что правила организации пассажирских перевозок прописаны черным по белому. Так, необходимым условием допуска водителя на линию является обязательная стажировка на конкретном маршруте и в конкретном автобусе, соблюдение режима труда и отдыха, наличие категории, медосмотр и прочее, прочее. Но практика показывает, что часто все это остается лишь в теории. Некогда водителям отсыпаться: будешь спать — не сможешь заработать. Все закрутилось в слишком тугой узел.

На многих предприятиях контроль со стороны руководителей за организацией работы по осмотрам водителей вообще отсутствует. Пролистайте пару журналов предрейсового медосмотра, и вам станет дурно. Время, затраченное на одного водителя, составляет не более двух минут, а то и меньше. То есть вся проверка сводится к постановке штампа и подписи. По принципу: «Ты не умри, пожалуйста, в дороге, а там как кривая вывезет»...

 «Лаю на газелистов»
Понятно, что такая откровенная профанация предрейсового контроля провоцирует грубые нарушения ПДД. 26 июня в Новосибирске у дома № 56 на улице Инской экипаж ДПС остановил рейсовый автобус. Им управлял пьяный, ранее лишенный прав мужчина, работающий кондуктором на предприятии, которому принадлежал автобус. В Колыванском районе инспекторы задержали водителя, который вполне легально работал на автопредприятии, будучи лишенным прав. Хочется пустить слезу или хотя бы поставить грустный смайлик.

058-05-01.jpg

Проверки на дорогах показали, что производственно-техническая база наших транспортных предприятий также не отвечает предъявляемым требованиям. И индивидуальные предприниматели, и юридические лица выпускают подвижной состав, порой не применяя даже элементарные средства технического диагностирования.

О том, что в отрасли царит хаос, говорят и сами водители. Среди них самих, как в басне Крылова, сейчас согласья нет, постоянно в чем-то обвиняют друг друга. На тематических форумах — шум и драки.

«Cейчас ехал: на площади Ленина раскорячились два тралика и два автобуса, — пишет один из водителей. — Один из водителей автобусов решил, что он самый хитрый, и, объехав всех, встал на две с половиной полосы».

«Зато по Коммунальному мосту летят под 80 — 100 по крайнему левому ряду», — пишет другой.

— «Лаю на газелистов, когда они в третьем ряду высаживают пассажиров», — продолжает третий.

И теме этой не видно конца. Кто на самом деле виноват, что в отрасли суета и бесхозяйственность?

Чтобы навести порядок на маршрутах общественного транспорта, в ГИБДД решили за каждое выявленное нарушение спрашивать строго не только с водителя, но и с руководителя предприятия.

— От того, как качественно будут выполнять свою работу абсолютно все, от водителя до директора, зависят жизнь и здоровье пассажиров. В этом не может быть мелочей. Как показало ДТП в Омской области, любое отступление от требований может привести к трагедии, — прокомментировал журналистам Вячеслав Трещёв. — Необходимо сделать все, чтобы не повторять трагических ошибок.

Опасность в реальности, а не в перспективе
Ничего не появляется из ничего. Проблемы зрели. Еще в январе этого года на большом отчетном собрании, посвященном теме пассажирских перевозок, Вячеслав Трещёв перечислял нарушения, среди которых — выходы на линии с нарушением режима работы и отдыха, наличие чистых путевых листов с подписями механика и врача... Но тогда, не будучи подкрепленными реальной статистикой, они относились лишь к потенциально опасным нарушениям. Сейчас же разруха показала себя во всей красе.

Владимир Кириллов, координатор Новосибирского регионального отделения Федерации автовладельцев России, в конце весны этого года заявлял журналистам: «Главной проблемой нам, общественникам, видится подготовка водителей-профессионалов для отрасли. Она просто провальна. Люди не идут в общественный транспорт, особенно муниципальный, из-за низких зарплат и отсутствия неких правил игры, стабильности, при которой можно прогнозировать и строить планы на годы вперед».

Президент организации НП «Транспортный союз Сибири» Валерий Новосёлов высказывал аналогичное мнение, что четкой программы подготовки профессиональных водителей как таковой не существует. Люди учатся, нередко в государственных учреждениях и за бюджетный счет, но до бюджетных транспортных предприятий практически не доходят. Все по той же причине — нет понимания будущего и перспектив.

Вторая причина хаоса — деньги. Нахватать побольше пассажиров, обгоняя параллельно идущие по маршруту автобусы, сделать рейсов больше нормы, заработать и еще раз заработать. Вот и получается: спешка и бесконечная усталость.

В этой сфере очень многие вопросы, убеждены эксперты, можно снять при наличии единого заказчика транспортных услуг и полном отказе от расчетов наличными. Когда водитель автобуса или маршрутки будет получать деньги за конкретно выполненную работу, то есть за количество совершенных рейсов, он не станет гонять по улицам и утрамбовывать пассажиров как селедок в бочку. Всем сразу станет легче.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир ГОРОДЕЦКИЙ, губернатор Новосибирской области:
— Задача сегодня — обеспечить жесткие, действенные меры по отношению к тем, кто пренебрегает нормами безопасности на транспорте. Хочу предупредить и инспектирующие органы, и особенно перевозчиков: ответственность будет совершенно иная. Мы все сделали для того, чтобы дать возможность бизнесу цивилизованно войти в этот рынок. И мы требуем полностью обеспечить безопасность людей при регулярных пассажирских перевозках.

ФАКТ
При проведении проверок этим летом сотрудники Госавтоинспекции выявили 932 неисправных автобуса и маршрутки.