Куда кривая вывезет?
Чтобы сэкономить на зарплате, хозяева автобусов садят за руль новичков, а водители в погоне за рублем работают без отдыха, подвергая пассажиров огромным рискам
После жутких резонансных ДТП, случившихся в Красноярском крае и на Кавказе, в регионе проходят проверки общественного транспорта. В Новосибирске он всегда считался более-менее безопасным. Но системный хаос явился «вдруг» и ужаснул многих. Почему в этом году тема общественного транспорта приобрела скандальное звучание?
Падающие и ломающие спины пенсионеры, беременные женщины с ушибом грудной клетки, насильно высаженные из автобусов дети... Поневоле задумаешься: доедешь ли целым из пункта А в пункт Б? Результаты проверок печальны, хоть хватайся за голову. В Новосибирске в этом году число ДТП с участием пассажирского транспорта выросло аж на 67 процентов.
Правила есть, кто соблюдать будет?
За первые полгода 2015-го в городе зарегистрировано 75 происшествий с участием пассажирского транспорта, в которых погибли пять человек, 78 получили травмы, сообщил на днях начальник управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска Александр Лаврентьев.
— Основным видом происшествий стали падения пассажиров — 34 случая. Зафиксировано 24 факта падения пассажиров при столкновениях и 15 наездов на пешеходов, — отметил специалист. Он подчеркнул, что только в семи случаях были виноваты водители транспорта.
Региональная Госавтоинспекция на совещании с участием губернатора представила более обширную фактуру. Получилось, что в увеличении травматизма в общественном транспорте виноваты все — и организаторы перевозок, и водители, и зачастую пассажиры.
— Нередко в автотранспортных предприятиях отсутствует кадровая политика при подборе водителей, за рулем оказываются случайные люди, — заявил заместитель начальника УГИБДД Вячеслав Трещёв.
Он напомнил, что правила организации пассажирских перевозок прописаны черным по белому. Так, необходимым условием допуска водителя на линию является обязательная стажировка на конкретном маршруте и в конкретном автобусе, соблюдение режима труда и отдыха, наличие категории, медосмотр и прочее, прочее. Но практика показывает, что часто все это остается лишь в теории. Некогда водителям отсыпаться: будешь спать — не сможешь заработать. Все закрутилось в слишком тугой узел.
На многих предприятиях контроль со стороны руководителей за организацией работы по осмотрам водителей вообще отсутствует. Пролистайте пару журналов предрейсового медосмотра, и вам станет дурно. Время, затраченное на одного водителя, составляет не более двух минут, а то и меньше. То есть вся проверка сводится к постановке штампа и подписи. По принципу: «Ты не умри, пожалуйста, в дороге, а там как кривая вывезет»...
«Лаю на газелистов»
Понятно, что такая откровенная профанация предрейсового контроля провоцирует грубые нарушения ПДД. 26 июня в Новосибирске у дома № 56 на улице Инской экипаж ДПС остановил рейсовый автобус. Им управлял пьяный, ранее лишенный прав мужчина, работающий кондуктором на предприятии, которому принадлежал автобус. В Колыванском районе инспекторы задержали водителя, который вполне легально работал на автопредприятии, будучи лишенным прав. Хочется пустить слезу или хотя бы поставить грустный смайлик.
Проверки на дорогах показали, что производственно-техническая база наших транспортных предприятий также не отвечает предъявляемым требованиям. И индивидуальные предприниматели, и юридические лица выпускают подвижной состав, порой не применяя даже элементарные средства технического диагностирования.
О том, что в отрасли царит хаос, говорят и сами водители. Среди них самих, как в басне Крылова, сейчас согласья нет, постоянно в чем-то обвиняют друг друга. На тематических форумах — шум и драки.
«Cейчас ехал: на площади Ленина раскорячились два тралика и два автобуса, — пишет один из водителей. — Один из водителей автобусов решил, что он самый хитрый, и, объехав всех, встал на две с половиной полосы».
«Зато по Коммунальному мосту летят под 80 — 100 по крайнему левому ряду», — пишет другой.
— «Лаю на газелистов, когда они в третьем ряду высаживают пассажиров», — продолжает третий.
И теме этой не видно конца. Кто на самом деле виноват, что в отрасли суета и бесхозяйственность?
Чтобы навести порядок на маршрутах общественного транспорта, в ГИБДД решили за каждое выявленное нарушение спрашивать строго не только с водителя, но и с руководителя предприятия.
— От того, как качественно будут выполнять свою работу абсолютно все, от водителя до директора, зависят жизнь и здоровье пассажиров. В этом не может быть мелочей. Как показало ДТП в Омской области, любое отступление от требований может привести к трагедии, — прокомментировал журналистам Вячеслав Трещёв. — Необходимо сделать все, чтобы не повторять трагических ошибок.
Опасность в реальности, а не в перспективе
Ничего не появляется из ничего. Проблемы зрели. Еще в январе этого года на большом отчетном собрании, посвященном теме пассажирских перевозок, Вячеслав Трещёв перечислял нарушения, среди которых — выходы на линии с нарушением режима работы и отдыха, наличие чистых путевых листов с подписями механика и врача... Но тогда, не будучи подкрепленными реальной статистикой, они относились лишь к потенциально опасным нарушениям. Сейчас же разруха показала себя во всей красе.
Владимир Кириллов, координатор Новосибирского регионального отделения Федерации автовладельцев России, в конце весны этого года заявлял журналистам: «Главной проблемой нам, общественникам, видится подготовка водителей-профессионалов для отрасли. Она просто провальна. Люди не идут в общественный транспорт, особенно муниципальный, из-за низких зарплат и отсутствия неких правил игры, стабильности, при которой можно прогнозировать и строить планы на годы вперед».
Президент организации НП «Транспортный союз Сибири» Валерий Новосёлов высказывал аналогичное мнение, что четкой программы подготовки профессиональных водителей как таковой не существует. Люди учатся, нередко в государственных учреждениях и за бюджетный счет, но до бюджетных транспортных предприятий практически не доходят. Все по той же причине — нет понимания будущего и перспектив.
Вторая причина хаоса — деньги. Нахватать побольше пассажиров, обгоняя параллельно идущие по маршруту автобусы, сделать рейсов больше нормы, заработать и еще раз заработать. Вот и получается: спешка и бесконечная усталость.
В этой сфере очень многие вопросы, убеждены эксперты, можно снять при наличии единого заказчика транспортных услуг и полном отказе от расчетов наличными. Когда водитель автобуса или маршрутки будет получать деньги за конкретно выполненную работу, то есть за количество совершенных рейсов, он не станет гонять по улицам и утрамбовывать пассажиров как селедок в бочку. Всем сразу станет легче.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир ГОРОДЕЦКИЙ, губернатор Новосибирской области:
— Задача сегодня — обеспечить жесткие, действенные меры по отношению к тем, кто пренебрегает нормами безопасности на транспорте. Хочу предупредить и инспектирующие органы, и особенно перевозчиков: ответственность будет совершенно иная. Мы все сделали для того, чтобы дать возможность бизнесу цивилизованно войти в этот рынок. И мы требуем полностью обеспечить безопасность людей при регулярных пассажирских перевозках.
ФАКТ
При проведении проверок этим летом сотрудники Госавтоинспекции выявили 932 неисправных автобуса и маршрутки.