USD 102.5761 EUR 107.4252
 

«Меня обижают, но я промолчу»

Наталья НАШТАЛОВА

Борьба с серыми зарплатами принимает самые неожиданные формы, но сибиряки не спешат жаловаться на прижимистых боссов

Тринадцать миллиардов рублей недополучает бюджет Новосибирской области за счет существования серых заработных плат — так оценивают потери в Управлении Федеральной налоговой службы России по Новосибирской области. Это около 30 процентов от поступающего НДФЛ.

Цифра почти шокирующая, поэтому появление законопроекта «О денежном вознаграждении гражданам, предоставившим информацию о совершении работодателями отдельных правонарушений» (об этом «Советская Сибирь» уже писала) не кажется чем-то из ряда вон выходящим. Тем более что есть опыт наших соседей. Аналогичный закон был принят в Кемеровской области в апреле прошлого года. Но тот же опыт показывает: работники не спешат жаловаться на своих прижимистых боссов.

Жалобы есть, а дел нет
За год в надзорные органы Кузбасса поступило более 250 сообщений, в которых жители информировали, что им платят серую зарплату. Однако только 70 заявителей идентифицировали своих работодателей. Большинство компанию называть опасались, указывали примерное местоположение офиса и предлагали налоговикам самим вычислить нарушителя.

Все сведения переданы в фискальные и правоохранительные органы, ни одно уголовное или административное дело пока не возбуждено. Трудно доказать состав преступления в действиях работодателей, говорят чиновники из Кузбасса. И население в кризисную пору оказалось не готово афишировать сведения о нарушении налогового законодательства — люди боятся, что им нечем будет кормить свои семьи.

В Кемеровской области называется конкретное количество работников, получающих серую зарплату, — 243 000 человек. У нас предположительно на 60 тысяч больше. Но уверенности в том, что эти граждане будут рисковать рабочим местом, понуждая работодателя исполнять закон, нет. Увы, даже ради будущей пенсии. Конвертики-то выдают здесь и сейчас...

Кто портит статистику?
— Я работаю официально и имею подработку, — комментирует Кристина Борисова, агент одной из новосибирских страховых компаний. — Подработка зачастую выходит больше, чем заработная плата, но выводить из тени этот доход я не собираюсь.

Такая позиция портит официальную статистику и мешает работе специальной межведомственной комиссии нашего региона, куда входят представители Государственной инспекции труда, министерства труда, занятости и трудовых ресурсов и прокуратуры. Главные ее задачи — сделать рынок труда цивилизованным и защитить наших граждан.

В первую очередь, сообщил министр труда Игорь Шмидт, эта комиссия обращает внимание на работающих граждан, с которыми не оформлены трудовые отношения. Проверки проводятся на предприятиях индивидуальных предпринимателей, в крестьянских хозяйствах и среди профессионалов частной практики: врачей, нотариусов, дизайнеров и так далее.

Результаты есть. Всего, по данным министра, с начала года в регионе удалось вывести из тени зарплату почти 1,8 тысячи граждан, работающих до этого без трудовых договоров. Сумма легализованной заработной платы в месячном выражении приличная — порядка 13 миллионов рублей.

Бедный директор
Работник, получающий всю или часть заработной платы в конверте, лишен многих социальных благ. Пособие по временной нетрудоспособности, беременности и родам, компенсация за неиспользованный отпуск, наконец, нормальная пенсия — все это пролетает мимо него. Тем не менее для кого-то, например, для новосибирского экономиста Анатолия Михеенко, серая зарплата — вполне осознанный выбор.

— На пенсионную систему нашей страны у меня надежды мало: что произойдет к тому времени, когда я пойду ее оформлять, неизвестно, — говорит Анатолий. Уже полтора года он нигде не работает официально, подрабатывает в такси. Подработка дает 40 — 45 тысяч в месяц, поэтому молодой человек не впадает в уныние. В 31 год он уже заработал на две квартиры, к тому же имеет полмиллиона рублей на счете в банке.

Таких, как Анатолий, «пенсионных лентяев», которые думают, что пенсия им, может, даже и не понадобится, в новосибирском отделении Пенсионного фонда РФ каждый год встречают сотнями. По словам управляющего отделением фонда Александра Терепы, приходят за назначением пенсии не только преуспевающие, умеющие «заколачивать деньгу» таксисты, но и бывшие генеральные директоры коммерческих предприятий. Очень часто они бывают разочарованы размером назначенных им пенсий.

— Представители частного бизнеса нередко пренебрегают выплатами в Пенсионный фонд, хотя они не так уж и велики, копят долги, — говорит Александр Григорьевич.

В итоге получается, что, скажем, пенсия у скромной учительницы, за которую все необходимые взносы исправно перечислял ее работодатель, оказывается в разы больше пенсии бывшего гендиректора. Так многие сами добровольно лишаются будущих пенсий.


ФАКТ
Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов региона планирует заключать соглашения с предприятиями и организациями отраслей строительства, транспорта, промышленности, сельского хозяйства и торговли по поэтапному повышению минимальной заработной платы работников до величины минимального потребительского бюджета, который для Новосибирской области составляет более 17 тысяч рублей.