USD 105.0604 EUR 110.4943
 

С нами память всё громче ведёт разговор…

Наталья МАНТОРОВА
О земляках Тамара Хомченко может рассказывать часами. Фото Натальи МАНТОРОВОЙ
О земляках Тамара Хомченко может рассказывать часами. Фото Натальи МАНТОРОВОЙ

Год 70-летия Великой Победы в Болотнинском районе объявлен Годом героев

 

За всю историю района девять его жителей стали героями Советского Союза, трое — героями Социалистического Труда. Но речь не только о них. Речь обо всех болотнинцах, кто в роковые сороковые сражался на фронте или работал в тылу, кто в послевоенное время сумел добиться выдающихся трудовых показателей, поднимая народное хозяйство.

 

Было решено восстановить сведения о каждом, кто оставил таким образом след в истории, и запечатлеть их вместе с разными ценными фото и документами в одном большом тематическом сборнике. Последний планируется выпустить до конца года. К работе над проектом подключились прежде всего дети — актив школьных музеев (таковые созданы во всех средних школах Болотнинского района) и, конечно, районный историко-краеведческий музей. О чем тут только не расскажут!

 

Решила глянуть на бойца и… переехала в Сибирь

Такова философия войны: жизни одних она уносит, судьбы других калечит, но пути-дороги третьих скрещивает порой удивительным образом.

 

Простое любопытство юной фронтовой медсестры Ниночки, например, обернулось для нее… счастливым замужеством. А далее последовал переезд в Сибирь, о которой уроженка Минска до той поры и не слыхивала. Перед войной девушка успела окончить курсы медсестер в Москве, а во время Великой Отечественной была направлена в состав санитарного управления I и II Белорусских фронтов. И вот однажды…

 

В госпиталь, где трудилась Нина, привезли очередную группу раненых. Тех, кому требовалась операция, обычно перед ней стригли, брили. Все шло своим чередом, и вдруг нашу героиню привлек возмущенный лепет кого-то из персонала:

 

— Надо же, человек умирает, а стричь себя не дает! Говорит, как это? Скоро Победа, а я, значит, лысый буду?

 

Нине срочно захотелось глянуть, что там за герой такой выискался. Улучила момент, разыскала этого бойца среди других. Познакомились, а спустя некоторое время поженились.

 

Весельчаком-строптивцем, которого все же тогда благополучно прооперировали, оказался парень по имени Александр Басалаев, уроженец города Болотное Новосибирской области. Домой боец вернулся с молодой женой, и вскоре она волею судеб сменила медицину на журналистику. Работала в районной газете «Путь Ильича» (ныне «Наши новости»), позже стала редактором местного радиовещания. Нину Басалаеву, которой сегодня уже нет с нами, запомнили болотнинцы как человека активного, энергичного, одаренного. После выхода на пенсию она еще много лет продолжала трудиться, а также пела в хоре ветеранов, оставаясь душой любой компании.

 

Стих пулемет — мы взяли высоту

В 1944 году родным Александра Данильченко, ушедшего на фронт из деревни Камень Болотнинского района, вручили похоронку. Но о том, как погиб этот человек, где обрел он последний приют, долго никто из односельчан героя не ведал. Лишь спустя 26 лет после Победы в район пришло письмо за подписью Станислава Дащинского, редактора газеты «Заполярный труд» (г. Кола Мурманской области). Оно-то и открыло тайну: каменский парень повторил подвиг Александра Матросова.

 

«Из летописи 12-й бригады морской пехоты, воевавшей в годы Великой Отечественной войны на Кольском полуострове, — сказано в обращении к болотнинцам, — мы узнали, что ваш земляк Данильченко Александр Иванович совершил 10 октября 1944 года под Мурманском героический подвиг — закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота… Нам очень хотелось бы знать, где родился Данильченко, где учился и работал…»

 

Под летописью надо иметь в виду рукописный дневник означенной бригады. Сохранился он в музее Краснознаменного Северного флота и лишь в 1971 году был изучен местной прессой. Журналисты, прочитав об отважном сибиряке, сразу же связались с его малой родиной и выяснили: 12-я бригада морской пехоты штурмовала на полуострове Среднем в Мурманской области горный хребет Муста-Тунтуре, где враг, основательно укрепившись, держался три года. Нашим воинам предстояло прорваться через минные поля, при этом на подступах к высоте простреливался буквально каждый метр. Командир отделения сержант Данильченко первым ринулся в атаку, остальные — за ним. Но тут из глубины фашистской обороны застрочил станковый пулемет. Под его огнем атакующие были вынуждены залечь, прервав наступление. Тогда командир поднялся во весь рост и бросился к смертоносному дзоту. Пулемет затих. Морская пехота продолжила путь…

 

Трудно теперь сказать, почему наш земляк, похороненный в братской могиле на полуострове Среднем, не был представлен к награде. Вероятно, за всей стремительностью событий отцы-командиры сначала не нашли времени на оформление документов, а потом… Потом новые события перекрыли старые. Спасибо коллегам-журналистам за то, что не дали этому подвигу кануть в Лету.

 

Добавим, имя Александра Данильченко с нового учебного года будет носить средняя школа села Новобибеево Болотнинского района. Именно в состав Новобибеевского сельсовета входит родная деревня героя — Камень…

 

По дорогам фронтовым с музыкой и кистью

Экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне, со множеством фото действует в районном историко-краеведческом музее постоянно. Особенно привлекают взор в этом зале макет партизанской землянки и расположившийся рядом баян. Причем не простой — настоящий боевой друг своего хозяина.

 

Алексей Гаврилов, молодой художник районного Дома культуры, был мастером не только изобразительного, но и музыкального искусства. Здорово играл на баяне, без которого себя не мыслил, поэтому взял его с собой, уходя в армию. Прошел Финскую войну, затем — Великую Отечественную. И ни разу со своим веселым другом не расстался — нес его по всем фронтовым дорогам, держал под рукой, сидя в окопе или блиндаже. Как только подходящая минутка выдавалась, тут же солдат разворачивал меха и крепил боевой дух однополчан согласно убеждению Суворова: «Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая, — сказывал некогда великий полководец. — Музыка удваивает, утраивает армию...»

 

Выполнил свою историческую миссию баян Гаврилова и в 1986 году был передан в болотнинский музей. На инструменте есть надпись, сделанная химическим карандашом: «Пронченко Владимир Васильевич. Польша, 27 августа 1944 года. Действующая Красная армия, передовой край. Произведен осмотр баяна». Это настройщик оставил автограф.

 

Сопровождали Алексея Гаврилова на протяжении всех суровых будней также карандаш и кисть. Доводилось ему оформлять разные плакаты и боевые листки, а когда опять-таки появлялось время, он делал наброски из ратной жизни, рисовал портреты фронтовых товарищей. Несколько работ художника, включая привезенные с войны, представлено сегодня в память о нем на музейных стендах.

 

Как захотите, так заходите!

Методист музея Тамара Хомченко устраивает мне экскурсию, то и дело комментируя:

 

— На этом фото Маша Зяблицева, которая в болотнинском госпитале работала во время войны… Вот Настя Рыбальченко, она снайпером была, погибла в 1943 году под Сталинградом... Это каска Григория Климочкина. Его останки вместе с медальоном и другой атрибутикой шесть лет назад обнаружили в Краснодарском крае местные поисковики. Связались с нами, затем делегация нашего района отправилась к месту поиска, в станицу Усть-Лабинскую. Останки воина были привезены в Болотное и захоронены на мемориальном кладбище.

 

Историй на самом деле тысячи. Многие из них известны теперь не только жителям, но и гостям района.

 

Болотнинский музей расположен близ железнодорожной станции. Открылся он без малого 35 лет назад и ютился сперва в миниатюрном закутке Дома культуры. Затем железная дорога передала музею одно из своих помещений. Стало просторнее, но Тамара Хомченко и ее коллеги все же не расстаются с мыслью о дополнительных площадях. Иначе, мол, крупногабаритные экспонаты размещать негде, хотя жители района все время норовят что-нибудь грандиозное сюда принести — то старую самопальную лодку, то телегу… Да и прежние фонды, включая фронтовую коллекцию, продолжают пополняться.

 

Зато другую светлую мысль работники музея уже воплотили:

 

— Я всегда хотела, чтобы вход в музей был свободный, — говорит Тамара Николаевна, — чтобы он был для людей как родной дом, приветливый и уютный. Мы сделали этот шаг, и теперь все желающие могут заходить сюда просто так, возвращаться снова и снова. К нам даже мальчишки зимой с улицы забегают погреться. И если уж забегут, то обязательно экспозицию посмотрят, а мы им что-нибудь интересное расскажем.

 

Это что! Как-то сюда рота солдат зашла. Ехали служивые с Алтая на Юргинский полигон, в Болотном остановились. Узнали, что неподалеку от вокзала есть музей, причем денег за его посещение платить не надо. Решили заглянуть.

 

— Мы не растерялись, — улыбается Тамара Хомченко, — всех приняли, повели на экскурсию. И вот что радует: ребята слушали все рассказы с удовольствием и большим интересом, не просто время коротали.

 

Радует и другое. А именно — возможность встретить на своем пути людей, которые эти интерес и удовольствие способны вызвать.

 

В общем, если будете в Болотном…

Фотографии статьи
Фронтовые зарисовки Алексея Гаврилова. Фото Натальи МАНТОРОВОЙ
Каменский Матросов — Александр Данильченко. Это фото было опубликовано в газете «Путь Ильича» в 1971 году