USD 100.2192 EUR 105.8090
 

«Не потому, что от нее светло…»

Валентина МАЛЬЦЕВА

В день города новосибирцы обнаружили неожиданное пристрастие к книгам. Россия-2015 — это объявленный Год литературы. В его объемном расписании крупнейшим событием остается фестиваль «Книги России» на Красной площади, который завершился в эти дни.

И у нас День города — 2015 проходил под девизом «Я. Читаю. Новосибирск». На площадке перед Театром оперы и балета работала «Свободная библиотека», из фондов которой горожане разобрали сотни книг, чтобы тут же в тени деревьев читать.

Под сенью летнего парка мы и встретили Владимира Ярцева — одного из негромких литераторов, которые не ищут скандальной славы или широкой известности в узких кругах. Зачем он пишет стихи? На какой отклик рассчитывает?

Станем ли страной массовых тиражей?

 — Владимир Иванович, сегодня можно порадоваться за нашу литературу — просто огромный интерес к книге обнаружили наши сограждане. вы не находите это неожиданным? Может, это то самое — «лед тронулся»? И мы опять станем страной массовых тиражей и огромных аудиторий мастеров слова?

— К сожалению, пока мало оснований для такого оптимизма. Современное российское литературное, в том числе и поэтическое пространство вот уже более двух десятилетий — после распада СССР — остается разорванным. Толстые литературно-художественные журналы, которыми славилось советское время, по большей части погибли либо влачат жалкое существование; была уничтожена хорошо отлаженная система государственного книгоиздательства, институт литературного редактирования¸ на котором по сути держалось качество публикаций¸ признан чуть ли не атавизмом… На книжный рынок хлынул поток макулатуры.

— Помните слова героя оскароносного фильма «Москва слезам не верит»: «Скоро не будет ни кино, ни театра, ни книг, ни газет — ничего, одно сплошное телевидение...»? Сегодня провидческая ирония Владимира Меньшова вызывает усмешку. Однако на смену этому несбывшемуся прогнозу пришел новый. Не будет ничего, кроме Интернета?

— На мой взгляд, противопоставление «либо литература, либо Интернет» неправомерно. Традиционная книга облачается в электронную упаковку. Сегодня во Всемирной паутине действуют мощные литературные порталы. Например, такой медиагигант, как «Журнальный зал», объединивший многие литературные журналы, включая, кстати, и наши «Сибирские огни», и сделавший их доступными для миллионов читателей. Есть, конечно, в сети и массовые посиделки, вроде «Проза.ру» или «Стихи.ру», окололитературная тусовка там просто кипит. А посещать подобного рода площадки или нет — это уже дело вкуса. Думаю, художественной литературе как виду искусства в обозримом будущем исчезновение не грозит.

— Несмотря на перманентный кризис, который она испытывает?

 — Кризис испытывает финансовая сторона дела, материальное обеспечение. Издать даже безусловно талантливую книгу сегодня очень непросто. Собственно же литература чувствует себя достаточно комфортно: регулярно появляются замечательные художественные произведения, а поэзия, особенно региональная, вообще переживает период расцвета. В стране, и это признает литературная критика, работают десятки первоклассных поэтов.

С помощью власти

— В Новосибирске выходят время от времени поэтические антологии. Но по какому принципу они составляются? Удивляет, что ни в одну из них не были включены признанные мастера прошлых лет, такие, например, как Елизавета Стюарт, Александр Романов.

— Отрадно, что в регионах периодически предпринимаются попытки «осчастливить» писательство материальной поддержкой. Так, в нашей области на протяжении ряда лет осуществлялся замечательный проект, о котором, к сожалению, широкая общественность информирована слабо. Новосибирская писательская организация совместно с Новосибирской государственной областной научной библиотекой еще до недавнего времени издавала библиотечную серию «Сибирская проза (поэзия). Век XX — XXI». Финансирование обеспечивало правительство Новосибирской области, а книги поступали во все городские и сельские библиотеки региона.

Вашему покорному слуге в рамках названного проекта посчастливилось стать составителем двух поэтических антологий «Ось бытия» (2006) и «В свободном полете» (2008). В первой из них было представлено творчество здравствовавших на тот момент почти пятидесяти авторов-новосибирцев (напечатался практически каждый желающий, без строгого отбора). Во второй их количество значительно сузилось. Панорама новосибирской поэзии была показана далеко не полностью, но такой задачи и не ставилось. Перед читателем предстала избранная лирика людей, исповедующих различные творческие принципы и активно работающих в литературе. По причинам экономического порядка проект прекратил существование. А жаль. Этот пример, на мой взгляд, достоин подражания и продолжения.

Вторая часть вашего вопроса о творческом наследии поэтов-новосибирцев, уже ушедших из жизни, заслуживает отдельного разговора. Писательской организации, влачащей (увы, это так!) жалкое существование, самостоятельно, без финансовой поддержки со стороны с этой проблемой, как и с другими аналогичными, не справиться. Юбилейные сборники избранного таких известных поэтов, как Александр Плитченко «Прости меня, Родина горькая!» (2013) и Валерий Малышев «Красная нить» (2014) издавались на частные пожертвования. В связи с этим уместно, думаю, напомнить, что в сентябре следующего года исполняется 110 лет со дня рождения Елизаветы Константиновны Стюарт. Кто, скажите, издаст ее избранное?

Профессия — писатель

 — Статьи по финансированию писательских союзов прописаны в бюджете Китая. В США литераторы занимают должности при университетах, получают профессорские оклады и ведут факультативные занятия. У нас же писатели — единственные в стране люди, чья профессия не является официально признанной. Недавно узнала, что идет экспертная работа по подготовке возможных поправок в Трудовой кодекс и введения в реестр профессии «писатель». Как вы думаете, это будет целесообразным решением?

— Спора нет, российской литературе, писательским организациям жизненно необходима государственная поддержка, прежде всего материальная. Да, похвален порыв некоторых депутатов Государственной думы подвести под писательское творчество законодательную базу. Однако благими намерениями выстлана дорога известно куда. Критерием принадлежности к той или иной профессии у нас традиционно является документ о профессиональном образовании. Для подготовки писателей будут устраивать особые учебные заведения? У нас уже есть Литературный институт. И что? Каждый, кто его окончил, писатель? Более того, не так давно Министерство образования и науки РФ признало этот институт …неэффективным. Писатель — это в первую очередь призвание, а уже потом профессия.

Литература должна быть профессиональной

— Литература — самое доступное средство приобщения к российской культуре, воспитанию лучших патриотических чувств. Не кажется ли вам, что в учебных заведениях в обязательном порядке необходимы мастер-классы и творческие студии?

— Нужны и литературные мастер-классы, и студии, но, конечно же, не для массового тиражирования писателей, а прежде всего для воспитания художественного вкуса. Литература, пожалуй, единственная из всех искусств не терпит любительского к себе отношения. Посмотрите, у нас есть любительский театр и любительская живопись, процветает художественная самодеятельность — музыканты, певцы, танцоры. И это замечательно.

Однако литература должна быть только профессиональной. Ибо она имеет дело со словом — исключительно нежным и самым неподатливым в мире материалом. И если уж из-под рук профессионального, способного к трезвой самооценке литератора выходит жалкая поделка, она либо разбивается вдребезги, либо заталкивается куда-нибудь в темный угол, подальше от посторонних глаз.

 — Что для поэта более приемлемо: «вечная оппозиция» к власти или взвешенные подходы, особенно ввиду сложившейся в последнее время ситуации вокруг и внутри страны?

— Смею предположить, что для поэта его отношение к власти не является чем-то первостепенным, как, впрочем, и искусственная установка чувства добрые «лирой пробуждать». Зачем нужна поэзия? Она всегда таинство, предчувствие, трепет души…

И если мне сомненье тяжело,

Я у Нее одной ищу ответа,

Не потому, что от Нее светло,

А потому, что с ней не надо света.

Лучше, чем Иннокентий Анненский, пожалуй, и не скажешь.