Экология для флота
В условиях сибирских просторов особенно ценны преимущества речного транспорта, которые складываются из естественности водных путей, низкой стоимости их обустройства и содержания, возможности единовременно перемещать большой объем грузов на значительные расстояния, в том числе и в недоступные для других видов транспорта пункты назначения.
Но эксплуатация судов внутреннего водного транспорта тесно сопряжена с решением вопросов охраны окружающей среды. И здесь возникает целый ряд проблем. Обязанность по обеспечению экологической безопасности при эксплуатации судов согласно Кодексу внутреннего водного транспорта РФ возлагается на судовладельцев. При этом контроль за размещением и функционированием экологического флота в нашем регионе осуществляет ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей».
По информации его руководителя Сергея Павлушкина, владельцами экологического флота в Обском бассейне являются только крупные судовладельцы (такие как ООО «Бийский речпорт», ООО «Алтайречфлот», ООО «Судоходная компания «Сибирь», ФБУ «Администрация Обского БВП», ОАО «Томская судоходная компания»). Мелкие судовладельцы не в состоянии иметь собственный экологический флот из-за его убыточности. Впрочем, и крупным компаниям с каждым годом все сложнее соблюдать требования природоохранных норм. Принадлежащие им суда эксплуатируются уже более 25 — 30 лет. Необходима модернизация, а еще лучше — замена флота на современные суда-сборщики, оборудованные новейшими комплексами по переработке судовых отходов. Это дорогостоящее мероприятие, осуществить которое судовладельцы за свой счет не в состоянии. К тому же эксплуатация экологического флота на практике является нерентабельной. Потому без участия государства, по словам экспертов, эту проблему не решить.
Постановлением Правительства РФ в 2012 году утверждена государственная программа «Охрана окружающей среды» на 2012 — 2020 годы. В рамках ее реализации во всех субъектах РФ разработаны или разрабатываются региональные целевые программы по охране окружающей среды. Такие программы, по мнению Сергея Павлушкина, могли бы стать основой для решения вопросов обеспечения экологичности речного транспорта и в целом безопасной эксплуатации внутренних водных путей.
СПРАВКА
В состав ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей» входят четыре филиала: Барнаульский, Томский, Колпашевский районы водных путей и судоходства и Новосибирский район водных путей, гидросооружений и судоходства. Протяженность внутренних водных путей Обского бассейна составляет 7 245 километров. Из них на протяжении 3 284 километров поддерживаются гарантированные габариты судовых ходов, устанавливается навигационное оборудование.