Дорога — это жизнь
ОАО «Новосибирскавтодор» строит современные трассы из цементобетона
Дороги объединяют страну, делают ее единым обжитым пространством, работают как артерии единого организма. От них зависят экономика, более того — сама жизнь, без них нет ни того, ни другого. Недаром есть такое латинское выражение via est vita, означающее «дорога — это жизнь».
Славная история
Свое начало история ОАО «Новосибирскавтодор» берет с 1926 года, когда было создано Сибирское окружное управление местного транспорта (СибОМЕС) для строительства и реконструкции автомобильных дорог на всей территории Сибири. С 1926 по 1994 год «Новосибирскавтодор» существует как предприятие, совмещающее в себе функции заказчика и подрядчика. В 1994 году управление строительства и эксплуатации автомобильных дорог «Новосибирскавтодор» разделилось на две части: ОАО «Новосибирскавтодор» и ОАО «Сибирская дорога». Последняя организация, объединившая в себе 29 ДСУ и управление механизации, которые были созданы в 1965 году, через несколько лет признается банкротом. ОАО «Новосибирскавтодор» становится самым крупным подрядчиком в дорожной отрасли Новосибирской области.
Дата создания ОАО «Новосибирскавтодор» — 14 февраля 1995 года. Сегодня компания является одной из крупнейших, динамично развивающихся в дорожно-строительной отрасли Сибири. Основными функциями ОАО «Новосибирскавтодор» с 1995 по 2005 год являлись содержание, ремонт и строительство автодорог. Приоритеты были выстроены в соответствии с распределением финансирования.
Новейшая история ОАО «Новосибирскавтодор» начитается с рубежной точки, которой стал 2005 год. Это год, когда было принято принципиальное решение перехода от дорожно-эксплуатационной компании к компании по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них. Вот уже в течение 10 лет «Новосибирскавтодор» развивает технологии, покупает новую технику, инвестирует средства в развитие и привлечение специалистов, выходит на новые рынки.
Новые объекты — новые регионы
Первым заказом за пределами Новосибирской области стал капитальный ремонт автомобильной дороги в Омской области в 2006 году. После ОАО «Новосибирскавтодор» стало осваивать более далекие регионы. Например, на Дальнем Востоке предприятие строило подъездную автомобильную дорогу к аэропорту Кневичи в рамках подготовки к Международному форуму АТЭС-2012. В Забайкальском крае выполнялись работы по капитальному ремонту федеральной автомобильной дороги А-350 с переходом на цементобетонное покрытие. В Красноярском крае силами ОАО «Новосибирскавтодор» был ликвидирован один из последних грунтовых разрывов на федеральных дорогах в Российской Федерации. Наконец, в 2014 году «Новосибирскавтодор» вышел на рынки еще двух регионов — Республики Хакасии и Челябинской области.
В Новосибирской области самыми важными и крупными объектами для ОАО «Новосибирскавтодор» в новейшей истории стали строительство Северного обхода; автомобильной дороги 118 км а/д К-17р Камень-на-Оби на участке Кирза — граница Алтайского края; автомобильной дороги Барышево — Орловка — Кольцово с автодорожным тоннелем под действующей железной дорогой, а также строительство развязки на улице Петухова в Новосибирске. Но безусловно самым крупным объектом за всю историю ОАО «Новосибирскавтодор» стали контракты на три этапа строительства и реконструкции 30-километрового участка федеральной автомобильной дороги М-51, которые были заключены в 2014 году.
Вторая жизнь «Байкала»
В настоящее время на этапе реализации находится проект по реконструкции федеральной автомобильной дороги М-51, работы по которой выполняет ОАО «Новосибирскавтодор». Автодорога М-51 «Байкал» соединяет Челябинск и Читу, огибая Новосибирск по Северному обходу. Реконструкция и строительство автодороги М-51 на участке от 1392-го по 1422-й километр в обход рабочего поселка Коченёво предусмотрены федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России с 2010 по 2020 годы». Объект входит в перечень первоочередных инвестиционных проектов, утвержденных 5 июля 2010 года председателем Правительства Российской Федерации. В 2013 году проект прошел государственную экспертизу. Существующий участок дороги имеет две полосы движения и характеристики, близкие к нормам 3-й технической категории. Интенсивность движения в полтора — два раза превышает расчетную пропускную способность этого участка.
К тому же на существующей автодороге верхним слоем покрытия является асфальтобетон, а после реконструкции на данном участке будет цементобетонное покрытие, что существенно увеличит прочность и долговечность дороги, а также повысит безопасность дорожного движения. Говоря о безопасности, хотелось бы отметить, что на дороге появится бетонный разделитель встречных потоков движения.
Трасса разбита на три пусковых комплекса. Конец каждого пускового комплекса привязан к существующей автомобильной дороге, что при вводе в эксплуатацию обеспечит оптимальное включение построенного участка в работу и получение положительного экономического эффекта. Проектом предусмотрено сооружение одного моста и восьми путепроводов общей длиной около 628 метров. Реконструкция автодороги позволит увеличить транспортный поток, грузооборот, повысить безопасность движения, даст возможность для развития рабочего поселка Коченёво в рамках концепции создания Новосибирской агломерации.
Возросшие нагрузки на дороги ставят сегодня перед дорожниками задачи по внедрению эффективных технологий строительства и реконструкции автомобильных дорог. Особое место в этих технологиях должно принадлежать цементобетонному покрытию. Цементобетонные покрытия имеют высокую распределительную способность и незначительный износ при истирании. Прочностные и деформационные характеристики цементобетона практически остаются стабильными при изменении температуры, влажности и скорости нагружения.
Движение вперед
Реализацию проектов устройства автомобильных дорог с цементобетонным покрытием компания «Новосибирскавтодор» начала в 2007 году на объекте строительства Северного обхода Новосибирска. Одна из нынешних сложностей заключается в том, что за последнее десятилетие почти не осталось инженеров, знакомых с технологией цементобетонных покрытий. «Новосибирскавтодор» решает эту проблему: обучает своих специалистов, привлекает лучших европейских инженеров (в Европе технология устройства ЦБ-покрытий не остановилась в развитии, а наоборот, ежегодно модернизируется).
Технология строительства цементобетонных дорог является перспективной в развитии дорожного строительства Российской Федерации. Безусловным преимуществом цементобетона являются стабильные транспортно-эксплуатационные показатели и высокая долговечность. Девяносто процентов цементобетонных дорог Новосибирской области построены с участием ОАО «Новосибирскавтодор». Сейчас это практически единственное предприятие за Уралом, обладающее полным набором техники и штатом опытных специалистов для дорожного строительства из цементобетона.
Прочность на десятилетия
Дороги из цементобетона имеют высокую несущую способность и минимальный износ при высоких нагрузках и интенсивности движения. С годами цементобетон набирает дополнительную прочность — в этом его уникальность. Фактический срок службы асфальтобетонных покрытий составляет 12 лет, а дороги из цементобетона стоят до полувека. Затраты на строительство автодорог в цементобетонном исполнении сравнимы с затратами на асфальтобетон, а за весь период жизненного цикла экономия при использовании цементобетона достигает 50 процентов. Цементобетонное покрытие при последующих ремонтах является также отличным основанием для устройства слоев износа из различных видов асфальтобетонных смесей. При этом автомобильная дорога аккумулирует положительные свойства асфальто- и цементобетона.
Опыт показывает, что цементобетонные покрытия целесообразнее всего применять на дорогах с высокой интенсивностью движения — первой и второй технических категорий. Этого покрытия требуют подъезды к городам, международным аэропортам и морским портам, где высокая загруженность магистралей грузовым транспортом.
ОАО «Новосибирскавтодор» не раз доказывало свою компетентность и состоятельность на технологически сложных объектах. Сегодня компании доверяют федеральные и региональные заказчики, государство и крупные частные холдинги. Широкий разброс видов деятельности позволяет минимизировать издержки и вкладывать больше средств в технику, изучение и развитие новых технологий и в развитие компетенций персонала.
Стратегия развития ОАО «Новосибирскавтодор» предполагает системный подход к комплексу работ по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог, а также комплексную политику по качественной и эффективной реализации инфраструктурных проектов, успешному выполнению взятых на себя обязательств и уверенному обеспечению ежегодного роста объемов выполняемых работ. В последние годы ОАО «Новосибирскавтодор» вело целенаправленную работу по выходу на новые отраслевые рынки, и теперь приоритетными направлениями для компании являются оптимизация производственной деятельности, эффективное управление проектами и закрепление на новых рынках.
ЦИФРА
Вот уже в течение 10 лет «Новосибирскавтодор» развивает технологии, покупает новую технику, инвестирует средства в развитие и привлечение специалистов, выходит на новые рынки.
ФАКТ
ОАО «Новосибирскавтодор» не раз доказывало свою компетентность и состоятельность на технологически сложных объектах. Сегодня компании доверяют федеральные и региональные заказчики, государство и крупные частные холдинги.