USD 102.5761 EUR 107.4252
 

ОАО «Сибмост»: проверенный временем, устремлённый в будущее

Виталий ЗЛОДЕЕВ

В этом году одному из ведущих мостостроительных предприятий России исполняется 70 лет. Рекордный для отрасли юбилей коллектив «Сибмоста» традиционно отметит новыми объектами на транспортной карте страны

Родоначальник компании — трест «Мостострой № 2» — был создан в Днепропетровске, он выполнял ответственную миссию по капитальному восстановлению мостов, разрушенных в период Великой Отечественной войны, а также по строительству новых объектов. В 1953 году трест переехал в Новосибирск, где продолжилось его становление, развитие и преобразование в мощнейшую производственную структуру, являющуюся таковой и по сей день. За свою историю «Сибмост» построил в России и странах СНГ свыше 4 100 мостов и путепроводов, и эта цифра постоянно увеличивается. Развиваются новые, изначально не профильные направления деятельности. Словом, идеальное сочетание: возраст почтенный, опыт огромный, а задор — юношеский. Только вперед, к новым свершениям.

По технологиям не уступаем никому
На вопрос о праздновании юбилея президент ОАО «Сибмост» Альберт Кошкин отвечает, что все будет как обычно — поздней осенью, после того как будут завершены сдаточные объекты этого года и появится возможность немного расслабиться и отпраздновать.

— Семьдесят лет — это, конечно, солидно, — говорит Альберт Александрович, — хороший повод поощрить людей, сказать добрые слова в адрес ветеранов. Но если честно, то какого-то особенного значения круглой дате вряд ли стоит придавать, ведь компания «на ходу», вся в делах и проектах, и восьмой десяток жизни «Сибмоста» начнется в приятных трудовых буднях.

— Мини-копия арки Бугринского моста на вашем столе — приятное воспоминание о «крайнем» — на сегодня — возведенном крупном объекте. Насколько болезненны для вас разговоры о том, что такой долгожданный мост вроде бы существенно ничего и не решил в транспортной инфраструктуре Новосибирска? Зря, мол, строили…

— Это будет всегда: одни делают, а другие только говорят. Мост, убежден, мы построили хороший и полезный для города. Но почему-то очень многие забыли, что Бугринский изначально рассматривался как этап Западного транспортного коридора: от трассы М-51 до строящегося сегодня Восточного обхода. Я могу понять людей, которым хочется быстрее и больше, но когда речь идет о таких масштабных проектах, то всегда есть проблемы с деньгами, всегда непросто местным властям убеждать федеральные в том, что именно нам, а не другому региону, нужно предоставить софинансирование. Так было и 10, и 30 лет назад, наверное, будет и в будущем.

Не стесняемся быть лучшими
— В прошлом году — Бугринский, в этом, тоже ориентировочно в октябре, будут сданы четвертый мост через Енисей в Красноярске и мост через реку Алдан в Якутии. Это только из крупного. Не тяжело параллельно вести сразу несколько масштабных проектов?

— Когда есть сеть из восьми филиалов и шести дочерних предприятий, охватывающих большую часть Сибири, когда есть свыше 6 000 рабочих и специалистов — по плечу самые масштабные задачи. И любой опыт только делает нас лучше и сильнее.

Я бы хотел провести параллели не между двумя мостами, а между обходами Новосибирска. Северный был полностью сдан осенью 2011-го, и я остаюсь при своем мнении, что та стройка во многом помогла сохранить дорожно-строительный комплекс Новосибирской области. «Сибмост» — компания федерального уровня, нам есть где развернуться, всегда есть возможности передислоцировать людей и технику туда, где это нужнее всего. А вот компаниям поменьше нужен постоянный тонус, без работы теряются квалификация и конкурентоспособность, утрачивается финансовая стабильность. Поэтому начавшееся в прошлом году строительство Восточного обхода, сопоставимого по своим масштабам с Северным, это добрый знак для отрасли. Пока объемы невелики, и у нас немного возможностей привлекать другие организации на субподрядные работы, но и с Северным было так же: финансирование прирастало с каждым годом. Надеюсь, так будет и на Восточном обходе, хотя времена сейчас непростые.

— Стало тенденцией, что «Сибмост» выигрывает почти все крупные тендеры. Кроме того, компания получает и небольшие подряды, буквально на десятки миллионов рублей. Как по-вашему, это объективное отражение состояния дел в отрасли?

— Мы гордимся тысячами построенных объектов, огромным опытом работы в любых условиях, коллективом профессионалов высочайшего уровня. Вся 70-летняя история компании является планомерным, постоянным движением вперед. Стать лидером — очень долгий и трудный путь, но мы не собираемся почивать на лаврах. Я настраиваю коллектив на то, чтобы небольших объектов тоже было много: во-первых, это присутствие на рынке, во-вторых, постоянная занятость коллектива. Мы привлекаем другие организации на субподряд, чтобы под нашим руководством они также нарабатывали опыт, росли и развивались. А отсутствие серьезной конкуренции в мостостроении сегодня наблюдается не только в Сибири, но и в России в целом. Тактически нам сегодня проще выигрывать практически все крупные тендеры, но стратегически для отрасли в целом это не очень хорошо.

Кризис обнажает проблемы
— Фактически прекратил существование омский «Мостовик», в процедуре банкротства находятся несколько мостостроительных организаций из европейской части России. Это разные истории или взаимосвязанный процесс?

— Если пытаться основным виновником сделать финансовый кризис, то это будет не совсем честно. Ведь, как верно говорил классик, каждый несчастен по-своему. Кризис не становится главной причиной краха, он зачастую ускоряет и обнажает проблемы, копившиеся годами. Кто-то слишком много снимал денег с оборота на выплаты акционерам и не занимался обновлением оборудования и технологий, другие увлеклись демпингом и участвовали в слишком многих проектах, третьи попали в зависимость от банков, чересчур закредитовавшись. Когда дела идут хорошо, всегда есть соблазн прыгнуть выше головы. Увы, зачастую это заканчивается печально.

Например, за последние год — полтора в Красноярском крае испытали серьезные проблемы почти все крупнейшие дорожно-строительные организации. И тоже по самым разным причинам. Некоторые, кстати, очень сильно подвели нас, затормозив с работами на подходах к четвертому мосту в Красноярске. Мы оперативно перекинули туда силы своих дорожных подразделений и сейчас создали в крае самостоятельную дорожно-строительную организацию, входящую в структуру «Сибмоста», — с учетом перспектив строительства объектов к Универсиаде 2019 года. Направление это перспективное, особенно в свете поручения Президента вдвое увеличить к 2022 году объемы строительства дорог.

От перспектив дух захватывает
— Альберт Александрович, в феврале этого года Министерство экономического развития РФ опубликовало перечень системообразующих предприятий России, в который вошли 199 крупнейших компаний страны. Многих удивило, почему туда не был включен «Сибмост»…

— Меня, кстати, тоже: по всем параметрам наша компания проходила критерии этого списка. Мы направили все необходимые документы, которые, насколько мне известно, уже прошли утверждение на всех необходимых уровнях. Остался последний — комиссия у вице-премьера Правительства РФ Игоря Шувалова, которая де-юре может утвердить статус «системообразующий». Вопрос может решиться в самое ближайшее время.

— Чем меньше конкурентов, тем больше перспектив для «Сибмоста»?

— Чисто математически — да, но тут стоит реально оценивать свои возможности: без излишней скромности, но и без малейшей самоуверенности.
В любом случае Сибирь, российский Север, та же Якутия — это наш рынок, сфера применения уникальных технологий (в частности, работа при максимально низких температурах), и тут мы никому уступать не собираемся. А от перспектив, которые могут стать реальностью уже в скором времени, просто захватывает дух.

В этом году мы завершаем строительство практически километрового (с подходами) моста через реку Алдан в Якутии, а там на очереди возможность стать генподрядчиком еще одного крупного автомобильного моста в этой Республике. Рассматривается вопрос реконструкции аэропорта в Норильске — в городе, где «Сибмост» в свое время немало строил, и нам знакомы технологические особенности работы в этих широтах. Не исключено, что мы пойдем и на Дальний Восток, где уже строили четырехкилометровый мост к саммиту АТЭС, а сейчас есть перспектива заняться строительством порта Ванино: подпорные стенки, причалы, дороги. Объем также очень внушительный, проект является федеральным.

Кстати, строительство порта Ванино, горно-обогатительного комбината в Тыве и железной дороги Кызыл — Курагино объединены в один пакет, и когда по ним будет завершена экспертиза (ожидается, что уже в 2015 году), то решение о выделении финансирования будет приниматься на самом высоком уровне.

Кызыл — Курагино — это мегапроект, равных которому в истории современной России практически не было. Это строительство железной дороги длиной больше четырехсот километров, которая свяжет Тыву с Красноярским краем и основной железнодорожной сетью России. На всем протяжении дороги проектом предполагается более 100 искусственных сооружений: мосты, виадуки, противолавинные галереи — словом, все, что мы умеем делать на высочайшем уровне. Наши подразделения в Красноярском крае находятся в полной готовности и в случае принятия положительного решения в течение месяца способны развернуться и начать работу.

Кроме того, в стадии завершения подготовка к строительству четвертого мостового перехода через Обь в Новосибирске, и, естественно, мы будем участвовать в конкурсе на его сооружение.

ФАКТ
Компания «Сибмост» владеет современными производственными базами, подъездными путями и парком специализированной техники, грузоподъемных кранов и автотранспорта: более 2 500 единиц техники, в том числе 225 единиц в северном исполнении. В 2014 году объем выполненных работ — 19 миллиардов рублей, сумма уже заключенных контрактов на ближайшие годы составляет около 60 миллиардов.

Фотографии статьи
Владимир Путин и Альберт Кошкин (в центре) на открытии Бугринского моста, который Президент охарактеризовал словами: «Большая, хорошая работа». Фото Михаила ПЕРМИНА