USD 101.9146 EUR 105.0464
 

Списать у министра не удалось

Наталья НАШТАЛОВА

Новосибирские журналисты отправились на ЕГЭ по истории, чтобы проверить свои силы, убедиться в том, что ученье — труд и... нарушить правила

Журналистов пригласили сдать ЕГЭ по истории, чтобы они собственными глазами посмотрели, как область готова к проведению Единого государственного экзамена, и заодно оценили собственные знания. Мы решили также представить себя неоперившимися птенцами, готовыми выпорхнуть из стен школы, и приняли участие в этом эксперименте.

Настоящий ЕГЭ без фокусов
Перед одной из аудиторий Новосибирского института мониторинга и развития образования, где будет проходить испытание, нам показывают, как осуществляется проверка на честность. Чтобы ученик не пронес на экзамен какой-нибудь хитрый гаджет, в котором есть все ответы, его осматривают с помощью металлоискателя.

Здесь мы все, псевдоученики и псевдоученицы, «пищим» без остановки, потому что не соблюдаем правила и проходим в аудиторию с сумками, телефонами и другими вещами. На настоящем ЕГЭ такие фокусы провернуть не удастся.

На одноместных партах лежат черные гелевые ручки. Писать можно только ими. В центре на потолке висит камера размером с мультиварку, она видит все, что делают ученики в классе. Какой-нибудь неловкий маневр с поиском шпаргалки в кармане — и тебя выведут под белы рученьки. Но сейчас в зале собрались взрослые, неподконтрольные люди. Вижу, кто-то даже шалит, показывая камере язык.

Выбрав наиболее удобную для наблюдений за «учениками» позицию, занимаю «место двоечника», то есть последнюю парту. Прямо передо мной с лицом уверенного человека, который все знает, садится министр образования, науки и инновационной политики области Сергей Нелюбов. Списать у него не удастся, — бумаг не видно из-за спины, к тому же в аудитории слишком много свидетелей, которые следят за соблюдением всех правил. Экзамен хоть и шуточный, но надо держаться в рамках.

В правом ряду вижу корреспондентку одного из местных телеканалов (на столе у нее, что также против правил, лежит микрофон с фирменной эмблемой, а в нем диктофон). Она ничуть не переживает по поводу будущих отметок, пришла на государственный экзамен при полном параде. Слева за первой партой расположился представитель 49 канала. В центре в первом ряду — корреспондент газеты «Ведомости Законодательного собрания».

«Письмо счастья» полно вопросов
Официальное лицо, представитель организаторов ЕГЭ, напоминает собравшимся правила поведения на экзамене и раздает каждому по запечатанному пакету с заданиями, их называют КИМами — контрольно-измерительными материалами.

Похожи эти пакеты на большие заказные письма или «письма счастья». По характеру их открывания уже можно предположить, кто как готов сегодня блеснуть своими знаниями в области истории. Кто-то аккуратно, как представитель дворянской династии, распарывает конвертик, кто-то быстро рвет, рискуя нарваться на замечание о порче государственного имущества.

И вот они, какие-то непонятные листки, в которых надо где-то что-то вписать. Два черно-белых и еще парочка весьма благородного вида. Бумага, кажется, чуть ли не гербовая. Такую боишься даже задеть весьма не стерильной, с улицы, рукой. Первым делом, сообщает модератор собрания, заполняем коды — код региона, учебного заведения и так далее.

Для тех, кто сдавал государственные экзамены старыми добрыми способами и писал на страничках в клетку и линейку, выдернутых из тетрадей с текстом песни «День Победы» на обороте, все происходящее здесь непонятно и странно. Хочется спросить, для чего нужны все эти навороты? Будем верить, что во имя просвещения. Глаза разбегаются, без подготовки здесь точно сразу не сообразишь, что, куда и как писать.

Тем временем часы на стене показывают старт экзамена, значит, надо начинать думать. Вчитываюсь в вопросы и понимаю, что даже этот уровень, который, как предполагается, должны показать 16-летние подростки, непрост. Мне ведь школа сказала «прощай» 15 лет назад...

Вопросы не кажутся слишком легкими. Оценить архитектурный стиль здания, рассмотреть карту и понять, какие там ходили войска и за какую правду они сражались. В одном задании приведен отрывок из какого-то литературного текста, и надо выбрать дату, о которой идет речь. Варианты ответов, надо сказать, сами в глаза не бросаются, была бы между ними разница в 500 лет, тогда понятно...

Миф о современных учениках-роботах, которые щелкают как семечки эти тесты-угадайки, а на деле-то ничего не знают, разлетается вмиг. Чтобы сдать ЕГЭ хоть на что-нибудь, надо не только предмет более или менее знать, но и владеть всей этой оформительской грамотой. Напишешь не туда какую-нибудь букву — и все, караул.

Честь на алтарь интриги
Многочисленные камеры следят за моим погружением в океан истории и моей растерянностью. Картинка с названием «Она точно провалит экзамен» у них готова. Девушка с телевидения подговаривает меня устроить вывод из аудитории за нарушение «строгого режима», чтобы посмотреть, как это бывает.

— Давайте я спрошу у вас что-нибудь, и меня выгонят? — говорит «школьница», но события развиваются иным образом.

Мужчина с 49 канала уже сделал все задания и с видом победителя идет «сдаваться». Он решил все задания раньше, чем министр образования. И я спешу за ним.

«Надо написать газетный материал» — это не причина, чтобы убегать с экзамена, поэтому мне предлагают сдать материалы и уйти не проэкзаменованной. Это решение кажется мне разумным. Пусть мой IQ по истории останется тайной — ради дела.

Процедура расставания с ЕГЭ длится недолго, я бегу из аудитории. Героя дня зовут Сергей Никитин, он увлекается историей, постоянно читает тематическую литературу, поэтому сегодняшние вопросы показались ему достаточно легкими.

— Для обычных учеников они, возможно, сложноваты, — комментирует Сергей. — Но для будущих историков и для «фанатов», думаю, нет.

Следующим работу сдает Сергей Нелюбов, но комментарий о впечатлениях у него получить не удается. Третьим выходит корреспонденту газеты «Ведомости» Максим Сидоренко.

— Я историк, кандидат исторических наук, — рассказывает журналист. — Окончил школу в 2001 году, после университета была аспирантура по всеобщей истории. Прийти сюда было для меня своеобразной проверкой на прочность. Я доволен результатом, но, честно признаюсь, пришел не просто так, я готовился.

Последними из аудитории выходят девушки-журналистки. Также довольные, но не уверенные в блестящих результатах и нацеленные в ближайшем будущем пролистать-таки пару учебников.

— История — это предмет, который во время ЕГЭ сдают по выбору, — успокаивает Юлия Захир, директор Новосибирского института мониторинга и развития образования. — Другими словами, те, кто намерен связать свою жизнь с исторической наукой. «Простые смертные», в том числе и журналисты, сюда попадают редко.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей НЕЛЮБОВ, министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области:
— Подготовка к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования находится на заключительном этапе и осуществляется в соответствии с календарным планом мероприятий, утверждаемым ежегодно приказом минобрнауки Новосибирской области. В области созданы предметные и конфликтная комиссии, которые будут работать в Региональном центре обработки информации. Сроки проверки экзаменационных работ на региональном уровне довольно сжаты: четыре дня на предметы по выбору и шесть дней на русский язык и математику. В целом Новосибирская область готова к проведению ЕГЭ. Пожелаем всем его участникам ни пуха ни пера.

КСТАТИ
По словам представителей Новосибирского института мониторинга и развития образования, в конфликтные комиссии ЕГЭ поступают в основном жалобы двух видов. Первые — от детей, которые недобрали баллов и пришли «на всякий случай», вторые — ребята, сдавшие на очень высокий балл и тем не менее желающие оспорить какие-то моменты в результатах. Они стараются доказать, что решили какое-либо задание альтернативным способом, но правильно.

ЦИФРА
ЕГЭ в 2015 году в Новосибирской области впервые будет проходить по 14 общеобразовательным предметам. Всего в аттестации примут участие 14 319 человек, из них 13 297 — выпускники текущего года.