Школа для профессионалов
Колледж транспортных технологий работает в тесном контакте с предприятиями железной дороги
Старейшее в Новосибирске учреждение профессионального образования — колледж транспортных технологий — готовится отпраздновать 100-летний юбилей человека, имя которого он носит, — Героя Социалистического Труда Николая Александровича Лунина. О том, как сегодня живет колледж и о многом другом рассказывает директор Мария КИРСАНОВА.
Новая ступень
— Мария Владимировна, прошло уже больше года с тех пор, как ваше образовательное учреждение получило статус колледжа. Можно подвести итоги. Каковы же они? Какие качественные изменения произошли за это время?
— Вы правильно употребили термин «качественный». Мы действительно перешли в новое качество — теперь мы готовим специалистов не только рабочих профессий, но и среднего звена по специальности «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Такие специалисты эксплуатируют, ремонтируют и обеспечивают техническое обслуживание электровозов и тепловозов. Готовим серьезно — на базе 11 классов срок обучения составляет 2 года 10 месяцев. С нынешнего года будем принимать на эту специальность и на базе 9 классов со сроком обучения 3 года 10 месяцев.
— Почти как бакалавриат...
— Вот именно. Поэтому мы в первую очередь очень внимательно подошли к преподавательскому составу. Многие наши специалисты прошли переподготовку с целью повышения квалификации. Если раньше у нас было порядка 60 процентов преподавателей высшей и первой квалификационной категорий, то теперь их около 80 процентов. Еще мы приняли двух молодых перспективных преподавателей по профессии «машинист локомотива». Также привлекаем преподавателей из СГУПС.
— Как сегодня ведется подготовка молодых специалистов?
— Мы всегда тесно взаимодействовали с железной дорогой, а в настоящий момент отрабатываем уже сложившуюся ранее дуальную систему обучения. Это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе колледжа, который благодаря поддержке министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области имеет современную, хорошо оборудованную образовательную площадку. А практическая — на рабочих местах железнодорожных предприятий. Наши социальные партнеры делают нам заказ на конкретное количество специалистов, также принимают участие в составлении образовательной программы.
На предприятиях созданы все условия для студентов. Широкое движение получило наставничество. Сегодня за каждым нашим студентом закрепляют наставника, который работает с ним, передает необходимые знания и навыки и тут же контролирует, насколько хорошо обучающийся их усвоил. Мы не раз говорили на заседаниях отраслевого совета, который возглавляет заместитель начальника Западно-Сибирской железной дороги по Новосибирскому территориальному управлению Александр Грицай.
— Каковы практические результаты такой совместной работы с предприятиями железнодорожного транспорта?
— Самый главный результат — улучшение качества подготовки кадров. Оценки наших студентов стали заметно лучше, среди выпускников теперь гораздо больше ребят получает диплом с отметками хорошо и отлично. И со стороны работодателей стало гораздо больше положительных отзывов.
В колледж — по конкурсу
— О каких еще новациях и традициях вы могли бы рассказать?
— Мы заключили договор о сотрудничестве с Сибирским государственным университетом путей сообщения (СГУПС). Сегодня четыре кандидата наук, преподаватели этого вуза, обучают наших студентов, многие занятия мы проводим на базе СГУПС. В первую очередь это касается тех студентов, кто обучается по профессиям «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» и «бригадир-путеец». Эти профессии близки по профилю СГУПС. Кроме того, методики преподавания, которые разрабатывают наши специалисты, обязательно рецензируют преподаватели университета. Естественно, это способствует повышению качества профессиональной подготовки, а также усиливает мотивацию наших ребят. Некоторые из них потом продолжают образование в высшей школе. Также наши студенты имеют возможность пользоваться электронной библиотекой университета.
Большие изменения произошли в плане теоретической подготовки. Мы стараемся как можно более эффективней использовать имеющуюся у нас материально-техническую базу. Расписание составлено таким образом, что, к примеру, в кабинете охраны труда занятия идут буквально с утра до вечера. Это относится и к тренажерам, они у нас одни из лучших. Немногие депо могут такими похвастать. Вот мы и стараемся максимально использовать их.
Я бы еще хотела отметить следующий момент. Мы чтим и бережно храним традиции, заложенные десятилетия назад. Это в первую очередь дисциплина и ответственность. Наши студенты на занятия ходят в форме, что сразу погружает их в атмосферу корпоративной культуры, которая так сильна на железной дороге. В конечном итоге это позволяет готовить ответственных, грамотных специалистов, способных принимать самостоятельные решения. Не нужно объяснять, насколько это важно. Хочу также подчеркнуть, что колледж живет одной жизнью с железной дорогой, мы всегда участвуем во всех праздниках, акциях, других мероприятиях. Этот совершенно особый корпоративный дух дает возможность воспитывать людей, влюбленных в свою профессию.
— А как обстоят дела с приемом в колледж? Не секрет, что сегодня молодежь не слишком-то стремится получать рабочие профессии.
— Скажу откровенно, у нас всегда был хороший прием, но статус колледжа привлекает еще большее количество молодежи. По таким профессиям, как «помощник машиниста локомотива» и «слесарь по ремонту подвижного состава», даже есть конкурс, то есть желающих в несколько раз больше, чем мест. И это не может не радовать, ведь теперь мы можем выбирать лучших.
То, что мы работаем в тесном взаимодействии с предприятиями Западно-Сибирской железной дороги, дает нашим студентам дополнительный стимул в получении профессии. Ребята точно знают, что с трудоустройством у них проблем не будет, более того, многие уже в процессе обучения выбирают себе место работы. Если студент во время производственной практики хорошо зарекомендовал себя, то, как правило, он имеет право выбора. Самые лучшие идут работать туда, куда захотят, а не туда, куда возьмут. Вместе с дипломом выпускник получает и направление на работу.
Перспективно и денежно
— Интересно, сколько сегодня получают выпускники вашего колледжа, приходя на свою первую работу?
— Ну, по разным специальностям по-разному, но я бы сказала так: от 25 тысяч рублей в месяц. Это в среднем.
— Весьма прилично!
— Для молодого человека восемнадцати — девятнадцати лет — вполне достойная зарплата. А если учесть еще различные социальные льготы, которые РЖД предоставляет своим сотрудникам, дополнительный социальный пакет (поликлиника, профилактории, детские сады, особые условия по ипотеке и прочее), то условия, на мой взгляд, очень привлекательные. Так что если есть желание получить перспективную и денежную специальность, то это к нам.
— Двадцать второго мая исполняется 100 лет со дня рождения Николая Александровича Лунина, имя которого носит ваш колледж. Как вы будете отмечать это знаменательное событие?
— Во-первых, под эгидой юбилея на базе нашего колледжа пройдет межрегиональный конкурс профессионального мастерства, в котором примут участие предприятия и образовательные учреждения не только Западной Сибири, но также Урала и Восточной Сибири. Готовимся изо всех сил. Конечно, это очень почетно, но и ответственность какая! Кроме того, в нашем колледже идут соревнования между группами за присвоение звания лунинской. И еще много всего.
Если же говорить о самом юбилее, то 22 мая Западно-Сибирская железная дорога будет проводить масштабные торжества, в которых самое активное участие примет наш колледж. Ребята уже активно готовятся. Но что именно будет на празднике — пока секрет! Приходите, сами увидите.