USD 101.9146 EUR 105.0464
 

Грызём гранит, едим селёдку

Наталья НАШТАЛОВА

Чтобы не попасть в разряд неудачников, которым не под силу сдать экзамен, школьникам советуют развивать в себе любовь к книгам, отказаться от сладкого и пересказывать выученное друзьям

У старшеклассников начинается горячая пора — совсем скоро государственные экзамены. Как выпускникам подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ и от чего зависит ясность головы? Ответить на эти и другие вопросы мы попросили педагогов, психологов и специалистов по здоровому питанию.

Негасимая любовь к книгам
Преподаватель русского языка и литературы с тридцатилетним стажем работы Ольга Ермолаева, ученики которой на днях сдавали пробный ЕГЭ, не открыла нам Америки. Педагог считает, что главное для хорошей успеваемости — усердная подготовка в течение всего учебного года. Грызть гранит науки надо регулярно, даже если он не входит в перечень любимых школьниками блюд. Быстро, с наскока переварить весь объем необходимой информации не получится. Проверено миллион раз — в таких случаях везет только гениям.

— У меня был талантливый, но крайне неусидчивый ученик, — рассказывает учитель. — Именно он и готовился к экзамену по этому принципу. Не учит ничего, а потом у него озарение! Сдал блестяще, поступил в один из лучших вузов страны, но и я, и его мама все-таки критиковали парня. Зачем было так издеваться над собственным здоровьем? Главное в успеваемости — постоянство общения с книгами.

Следует регулярно решать тесты, тренироваться, советует Ольга Ермолаева, чтобы ответы на вопросы возникали в голове почти автоматически. Сейчас все это доступно, можно в Интернете щелкать пробные типичные тесты как орешки. Когда в течение года хорошо занимаешься, потом и репетитор не нужен будет.

Поучил — помыл посуду
Татьяна Нестеренко, психолог Центра медицинской профилактики Новосибирска, разделяет точку зрения педагога.

— Первое, о чем надо помнить, задумываясь о результатах экзаменов, — говорит наш эксперт, — это режим. Нарушать его не рекомендуется. У молодежи действительно существует стереотип, что знания можно приобрести в спешном порядке, собрав волю в кулак и выучив все буквально в последние дни перед экзаменом. Они живут по принципу «сейчас мне некогда, но я нагоню» и, когда начинается экзаменационная пора, бросают все силы на учебу, не зная ни сна, ни отдыха.

В такой ситуации надо понимать, полагает наш эксперт, что информация усваивается продуктивно только в течение 40 — 45 минут. После интенсивной умственной нагрузки необходимо сделать перерыв, переключиться с интеллектуальной работы на физическую. Посидели над книгами — идите мыть посуду, разомнитесь, сделайте пару приседаний.

— Подобных подходов, погружений в учебу по 40 минут надо сделать не больше трех-четырех, — говорит Татьяна Нестеренко. — Далее необходим полуторачасовой перерыв, и свежими и отдохнувшими опять включаемся в работу.

Но не одно только подсчитывание погружений в океан математических формул или в «жи — ши пиши с буквой и» поможет хорошо сдать экзамен. Важно научиться грамотно раскладывать материал школьной программы по полочкам в своей голове.

Инвестируй, иначе синхрофазотрон
Татьяна Нестеренко напоминает родителям и подросткам, у которых скоро экзамены, различные способы запоминания информации.

— Многие неверно полагают, что чем больше прочитал, тем больше осталось в голове, — продолжает психолог. — Одного чтения мало, надо вдобавок уметь воспроизводить выученное. Хорошо, если у вас есть слушатель. Посадите его на стул и расскажите ему то, что вы выучили. По реакции «испытуемого» вы сразу определите, понял ли он, о чем идет речь, и доходчиво ли вы излагаете.

Также хорошо помогает конспектирование. Когда люди пишут, то учатся из большого массива информации выделять главное. Этот навык вряд ли можно переоценить, в жизни он всегда пригодится.

На надо гнаться за объемом информации, следует запоминать основные понятия, убеждает Татьяна Нестеренко. От частного надо идти к общему, от сути вопроса — к размышлениям о нем. Однако, если вы не учили и в принципе не знаете, что такое, к примеру, синхрофазотрон, то «наболтать» не получится и никакие измышления на пространные темы не помогут. Хорошие оценки на экзамене — это как доход от вложенных в нужное время инвестиций.

«Я имею право не знать»
Подготовились к экзамену, законспектировали, пересказали друзьям и отправились на экзамен. Теперь важно справиться с волнением, не бояться лишний раз. Эмоции сверх меры могут вам всю картину успеваемости испортить, полагает Татьяна Нестеренко.

— Конечно, когда подросток приходит на экзамен, то переживает, волнуется, — рассказывает собеседница. — У него появляется страх, растет нервное напряжение: «Я не могу ничего рассказать, я ничего не знаю». Поэтому он не может сосредоточиться. Научите думать ваших детей, что любой экзамен просто следующая ступень его развития.

Также надо напоминать подросткам, что волнение — это нормально. Пусть они не боятся экзамена, говорят себе: «Как только я возьму билет или тестовое задание, все вспомню». Так им удастся снять напряжение, на которое тратится много сил, и достойно выдержать это испытание.
Вполне объясним и страх перед преподавателем. Но и здесь у нас в запасе есть спасительная психологическая мантра. Следует помнить: «Я имею право знать и не знать, но в любом случае все будет хорошо».

Пирожное... из рыбы
О том, что надо есть, чтобы быть умным, мы расспросили новосибирского врача-диетолога Елену Гарагулю. Оказывается, нашему мозгу не все равно, какие продукты мы кушаем.

— Конечно, питание учащихся, особенно тех, кто готовится или сдает экзамены, должно быть полноценным, — говорит Елена. — Потому что в этом случае энергия тратится не только на рост молодого организма, но и на активную работу мозга.

Калорийность рациона, советует эксперт, увеличивать не следует, а вот состав содержимого тарелок перед мозговым штурмом стоит пересмотреть. Хорошо думать помогают жирные аминокислоты и йод, значит, ставим на стол все, что содержит эти элементы.

— Лучшая еда во время экзаменов — это слабосоленая сельдь, — поясняет Елена Гарагуля. — Надо, чтобы дети и подростки обязательно ели и любили ее. Сельдь — это и жирные кислоты, и белок, и фосфор, то есть все, что нужно, чтобы голова была ясной.

Если привить интерес к селедке не удается, можно рекомендовать скумбрию пряного посола: по словам диетолога, приготовить ее можно так, что она будет «просто ну как пирожное». Если и «пирожное» из рыбы великовозрастному дитяте съесть никак не удается, воспользуйтесь таким проверенным средством, как рыбий жир. Кладем капсулу в рот и быстро-быстро запиваем водой.

Конфеты отдай врагу
— Также полезно во время больших умственных нагрузок есть орехи и семечки, — говорит Елена. — А вот к сладкому лучше остаться равнодушным. В больших количествах оно вызывает окисление оболочек нервных клеток. Это приводит к расшатыванию нервной системы. Перебрал со сладким, готовясь к экзаменам? К тебе придут не отличные оценки, а частая смена настроения.

Во время мозговых штурмов, кроме семечек и орехов, диетолог также рекомендует употреблять в пищу крупы, особенно бобовые, который также богаты витаминами группы B. Кроме того, хорошо было бы в такие периоды запастись семенами льна и кунжута. Они, говорят, просто кладезь всего ценного.

На мясо и молочные продукты, советует Елена Гарагуля, во время подготовки к экзаменам налегать не стоит:

— Сейчас в продаже мало натуральных продуктов из этого ряда, поэтому лучше обогатите свой рацион овощами. По статистике, детям и подросткам на столе не хватает именно овощей.

ФАКТ
Масса мозга человека колеблется от 1 020 до 1 970 граммов. Мозг мужчин имеет массу в среднем на 100 — 150 граммов больше, чем у женщин. Широко распространено мнение, что от этого показателя зависят умственные способности человека: чем больше масса мозга, тем одареннее человек. Однако очевидно, что это не всегда так. Например, мозг Тургенева весил 2 012 граммов, а мозг Анатоля Франса — 1 017 граммов. Самый тяжелый мозг — 2 850 граммов — был обнаружен у индивида, который страдал эпилепсией и глубокой формой умственной отсталости.

СПРАВКА
В свое время советские ученые выдвинули гипотезу о недостатке полиненасыщенных жирных кислот в пище, после чего правительство страны решило принять масштабные профилактические меры. В школах и детских садах в обязательном порядке детям давали рыбий жир в жидкой форме. Это продолжалось до выхода указа о запрете рыбьего жира в 1970 году, причиной послужило загрязнение морей. Указ был отменен в 1997 году.