Маневры на коммунальном поле
В период лицензирования УК собственники могут сравнительно быстро и безболезненно расстаться с компанией, вызывающей нарекания
Ситуация, когда владельцы квадратных метров превращаются в рабов ХХI века и не могут воспользоваться своим законным правом сменить управляющую компанию, — явление не единичное. Исполняющий обязанности начальника Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (ГЖИ) Игорь Лобарев подчеркивает, что речь идет не о каких-то отдельных тревожных историях: проблемы возникают у 90 процентов собственников, инициаторов таких разводов.
В качестве примера можно привести ситуацию, которую Игорь Лобарев прокомментировал, выступая в пресс-центре ГТРК «Встречи на Вертковской».
Собственники шести многоквартирных домов Нижней Ельцовки проголосовали за то, чтобы уйти от обслуживающей их управляющей компании, но вот уже четвертый месяц жителей «прессуют голосованием, переголосованием, дома в другую компанию не отдают, счета не переводят». Обращения к местным властям не помогли. В каждом многоквартирнике коммунальщики, по мнению граждан, заявивших о проблеме, находят «заинтересованных лиц», проводят голосование по три — четыре раза и затягивают дело.
Кто в доме хозяин?
Исполняющий обязанности начальника ГЖИ отметил, что период, когда управляющие компании проходят лицензирование, имеет свои тонкости, и это можно использовать в интересах жильцов.
Если компания, от услуг которой собственники хотят избавиться, подала заявку на получение лицензии, стоит оперативно провести собрание и представить в Госжилинспекцию протокол с соответствующим решением — поменять УК. Это послужит основанием для исключения дома из реестра объектов, обслуживаемых компанией. Словом, чтобы в будущем хлопот было меньше, стоит подсуетиться сейчас.
Проблема, к которой экспертам приходится возвращаться вновь и вновь, — дыра в законе, позволяющая подделывать протоколы собраний собственников. Именно за счет таких подделок многие УК держат владельцев многоквартирных домов в настоящем рабстве, заявил Игорь Лобарев. И пояснил технику дела:
— Управляющая компания находит, скажем, некоего Петрова, одного из собственников, каким-то образом заинтересовывает его, предлагает подписать протокол и подтвердить, что он был инициатором собрания. В документе может быть указано число, не совпадающее с датой реального собрания, поэтому заключить договор с ресурсоснабжающей организацией, обеспечить законность перехода не получается. Когда люди жалуются в инспекцию, мы проводим проверку, требуем бюллетень, но УК отвечает, что по закону бюллетени хранятся у инициаторов собраний — то есть все у того же гражданина Петрова. Бывают случаи, когда мы не можем определить легитимность или нелегитимность протокола, хотя с точки зрения собственников он является поддельным.
Уголовной ответственности за подделку не предусмотрено, но хозяева квадратных метров могут обратиться в суд и потребовать отмены протокола. Поскольку далеко не все собственники хорошо организованы, таких прецедентов за несколько лет было десятка два или три, не больше.
По мнению Игоря Лобарева, ситуацию можно изменить лишь объединенными усилиями — например, создать комиссию, в которую войдут представители МВД и прокуратуры. Однако эта идея пока не реализована.
Впрочем, на федеральном уровне предложен закон, предусматривающий передачу протоколов общего собрания собственников в Госжилинспекцию и ответственность, которую будут нести составители отчетных документов. Этот закон находится на рассмотрении в Госдуме.
Никакого крепостного права
Что мешает Госжилинспекции помогать собственникам и отстаивать их интересы в судах? Во-первых, необходимо, чтобы граждане конкретно обозначали эту просьбу в своих заявлениях, во-вторых, нужно, чтобы они придерживались четкой и определенной позиции, иначе вмешательство ГЖИ результата не даст.
В качестве печального примера Игорь Лобарев привел случай, произошедший два с половиной года назад. Собственники пожаловались в инспекцию на фальсификацию протоколов, попросили проверить УК, но во время суда отступили от прежних позиций и заявили, что голосование проводилось. Был ли это результат контрдействий коммунальщиков, перетянувших часть граждан на свою сторону? Сказать трудно. В итоге суд признал, что все легитимно, а инспекции пришлось выплатить управляющей компании 304 тысячи рублей.
Подытоживая беседу, Игорь Лобарев заявил, что рассматривать УК в качестве врагов, противопоставлять жильцов и коммунальщиков не стоит. По его словам, проблема заключается в том, что рынок управляющих компаний в Новосибирской области еще не создан, и, возможно, нам стоит присмотреться к опыту Астрахани, где любой дом спокойно переходит от одной компании в другую, без всякого крепостничества.
Процесс смены управляющей организации накладывает дополнительную нагрузку на муниципалитет, однако затишье и отсутствие разбирательств не обязательно являются признаком благополучия. Многочисленные житейские истории говорят о том, сколько еще подводных камней и непредсказуемых течений скрываются в тихих коммунальных омутах.
— Основной поток жалоб приходит к нам из Новосибирска, — напоминает Игорь Лобарев. — Но это не потому, что в сельских районах ситуация лучше. Просто люди там терпеливее, они находятся в положении еще более зависимом, чем горожане, довольствуются меньшим и не видят альтернатив.
КСТАТИ
Эльвира БАСТРОН, председатель координационного совета, созданного при Клубе избирателей депутата Н. Мочалина:
— Прошлой весной мы, жители нескольких многоквартирных домов, решили расторгнуть договор с управляющей компанией в одностороннем порядке. Все лето члены инициативной группы искали новую управляющую компанию, но ничего не получалось: уже договаривались, готовили бюллетени, но всякий раз нам вдруг звонили и вежливо говорили, что взять дома под управление не могут. И собрания нам срывали, и выбор нового совета организовывали, хотя по Жилищному кодексу досрочные перевыборы нужны, если совет отчитался и его работа признана неудовлетворительной. Знаете, как это делается? Бегают бабушки, собирают подписи, а некоторые люди инертны и подписывают все подряд. Вы даже не представляете, сколько усилий нужно приложить, чтобы сейчас, в период лицензирования, провести еще одно собрание и подтвердить, что мы хотим поменять УК! Говорят, собственники спокойно могут уйти в другую управляющую организацию, а на деле устраивают такие препоны, что и не снилось.