Страшное, нелепое и милое кино
Авторы сериала на серьезную тему, увы, не смогли обойтись без детективных «ходуль»
Сериал Константина Худякова «Однажды в Ростове» был снят для другого телеканала еще два с лишним года назад, но в силу различных причин (можно предположить, в силу разногласий киночиновников) вышел на экран на Первом канале только сейчас. Блистательные исполнители главных ролей с тех пор заметно повзрослели, а несравненный Богдан Ступка вообще ушел от нас.
…Была такая трагическая страница в нашей истории — июнь 1962 года, когда в Новочеркасске всплеск спонтанного недовольства обиженных рабочих электровозного завода до того напугал руководство страны во главе с Никитой Хрущёвым, что они, видимо, в заботе о том, как бы это всерьез не отодвинуло намеченное пришествие коммунизма, расстреляли мирную демонстрацию. Написано об этом много, а вот на экране в формате художественного кино показано впервые. И получилось не так уж и плохо, как трактуются обычно сегодня на экране дела давно минувших советских дней.
Одно из политизированных изданий заметило по этому поводу: «Отдельные примеры несоответствия исторической правде меркнут в сравнении с художественной правдой фильма, которая затмевает немногочисленные ляпы и «провисы» сюжета, втягивая зрителя в активное сопереживание и понуждая к размышлениям». Мы тоже не станем углубляться в эту тему, а просто восхитимся действительно прекрасной работой полюбившихся нам героев в исполнении Владимира Вдовиченкова, Сергея Жигунова, Алёны Бабенко, Виктора Ракова и многих других.
Сегодня зрители увидят 13-ю и 14-ю серии этого 24-серийного фильма. То есть пройдено более половины пути. Надеемся, что и оставшиеся серии аудиторию не разочаруют, хотя… Обозначенный авторами жанр — криминальная драма, видимо, был попыткой уйти от очень уж жесткой постановки темы, которая волей-неволей обязывала к прочтению трагедии.
В первых двух сериях можно было наблюдать действительно довольно скрупулезное следование исторической правде, но до простейшего анализа темы «народ и власть» так дело и не дошло. То ли пороху не хватило (не «Борис Годунов» же на самом деле!), и пошло-поехало в привычном детективном ключе. Правда, с некоторыми особенностями: здесь нет привычных благообразных чекистов и ментов, они тоже народ, со всеми присущими тому недостатками, вроде выпивки и любовных историй. Однако в фильм совершенно немотивированно вплетена история превращения провинциального художника-фальшивомонетчика в руководителя банды. Да и сама банда пока слабо похожа на реальных ростовских жестоких гангстеров.
Так и хочется спросить авторов: а зачем, собственно, было смешивать и смещать во времени судьбу братьев Толстопятовых с трагедией в Новочеркасске? Чтобы затушевать нелепость трагедии или на двадцать четыре серии мыслей и запала бы не хватило? Но, как говорится, и на том спасибо.
Жаль еще также, что на фоне блесток актерского мастерства зрителю преподносят совершенно немотивированные сюжетные ходы и поступки героев: к примеру, нелепое убийство в камере одного из надзирателей, убийство Вячеславом Толстопятовым оперативного дежурного и т. д. Иногда хочется ущипнуть себя — что за бред?! Но потом, завороженный обаятельным бытописанием эпохи шестидесятых, смотришь снова, смотришь дальше и дальше…