«Ника» — досталось всем
Парадокс: две главные российские кинематографические и вроде бы соперничающие премии курируют родные братья
Увы, мы живем в непростом мире деления на малопонятные группы даже в сфере искусства, в том числе и кинематографического. В стенах театра «Русская песня», что само по себе интересно, несколько дней назад состоялось вручение премии «Ника» (вот так якобы либералы, видимо, решили приблизиться к народу).
Главный приз — «За лучший игровой фильм» — получила картина Алексея Германа — старшего «Трудно быть богом». Съемки фильма велись на протяжении более чем десяти лет и завершились после кончины режиссера. Лента стала фаворитом вечера — удостоилась шести премий, в том числе в номинациях «Лучшая операторская работа» (Владимир Ильин и Юрий Клименко), «Лучшая мужская роль» (Леонид Ярмольник) и «Лучшая режиссерская работа».
Главным конкурентом фильма по количеству номинаций был «Левиафан» Андрея Звягинцева. Но из десяти возможных наград он получил только две: «Лучшая мужская роль второго плана» (Роман Мадянов) и «Лучшая женская роль» (Елена Лядова).
Также двух премий удостоен «Дурак» Юрия Быкова: за лучший сценарий и лучшую женскую роль второго плана (Дарья Мороз). Лучшим фильмом стран СНГ и Балтии названа картина Мирослава Слабошпицкого «Племя» (Украина), лучшим неигровым фильмом академики признали «Коктебельские камешки» Андрея Осипова. Награду за музыку к фильму получил Алексей Айги («Испытание»).
Лучшим анимационным фильмом стала лента «Мой личный лось» студии «Метрономфильм», режиссер Леонид Шмельков. Открытием года признан режиссер «Класса коррекции» Иван Твердовский.
Национальная кинематографическая премия «Ника» была учреждена в 1987 году. Первая церемония вручения премии состоялась в декабре 1988 года в Центральном доме кинематографистов. С 2013 года президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника» избран режиссер Андрей Кончаловский. В совет Академии также входят аниматор Гарри Бардин, режиссер Павел Чухрай, композитор Максим Дунаевский, актер Леонид Ярмольник, драматург Александр Миндадзе.
Напомним читателям, что существует также национальная кинонаграда России «Золотой орёл», учрежденная чуть позже, в 2002 году, Национальной академией кинематографических искусств и наук России (президент В.Н. Наумов), которую курирует родной брат Андрея Кончаловского Никита Михалков. Вот так братья оказались руководителями двух будто бы противоборствующих кинематографических структур.
К этим непростым условиям творцам-киношникам приходится приспосабливаться, и они не теряются. Так, премии «Золотой орёл» по итогам того же 2014 года были удостоены тот же Андрей Звягинцев (лучшая работа режиссера, а на «Нике», как видим, против культового Германа-старшего наш земляк не потянул), Елена Лядова (лучшая женская роль), Роман Мадянов (лучшая мужская роль).
Досадно, конечно, что некоторые нынешние лауреаты «Ники» позволили себе нелицеприятные публичные высказывания против конкурентной награды — «Золотого орла», но такова сегодня наша действительность.