USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Каждый километр на счету

Виталий МАСЛЮК

Чем закончится противостояние диспетчерских служб и таксомоторных компаний?

На рынке таксомоторных перевозок в Новосибирской области неспокойно. Причиной тому послужил разгоревшийся конфликт между диспетчерскими и таксомоторными компаниями. Одни снижают тарифы, другие теряют наработанных годами клиентов. Противостояние длится уже больше месяца и пока далеко от финала.

Цены вниз
Сейчас рынок такси в Новосибирске представлен двумя основными сегментами — службы заказа и таксомоторные компании. По оценкам экспертов, уверенно лидируют первые, осуществляя около 70 процентов всех перевозок в мегаполисе. По данным некоммерческого партнерства «Таксомоторные перевозчики Сибири», объем рынка в 2014 году не вырос, а количество поездок по городу сокращается. Годовой оборот всех компаний оценивается специалистами на уровне трех миллиардов рублей.

— Первые месяцы нового года показали падение, ситуация ухудшилась для всех игроков рынка. Люди стали меньше ездить, при этом возросло количество тех, кто хотел бы заниматься этой деятельностью. С одной стороны, снижаются тарифы, с другой — не покрываются расходы, поэтому получается замкнутый круг, — говорит директор некоммерческого партнерства «Таксомоторные перевозчики Сибири», владелец компаний такси Новосибирска и Бердска, член координационного совета по транспорту Новосибирской области Ирина Зарипова.

Крупнейшей службой заказа такси в Новосибирске считается компания «Лидер» (база водителей около 13 тысяч человек). Принцип действия их сервиса прост: водителю на мобильный телефон устанавливают специальную java-программу, работающую через Интернет. С ее помощью можно выйти на линию, посмотреть список заказов этой диспетчерской службы в каждом районе города, взять любой из них, а также сойти с линии. Делается это всего лишь нажатием определенных клавиш — никаких проверок, медицинских комиссий, техосмотра. В этом случае на заказы в основном выезжают частники, для которых пассажирские перевозки выгодная подработка.

Что касается таксомоторных компаний, то лидеры в этом сегменте — «Гранд-Авто» (около 500 автомобилей в парке, по данным открытых источников), а также «Мой город» и «Кабриолет» — порядка 250 автомобилей в парке каждой компании.

Именно представители компаний выступили против того, чтобы службы заказа агрессивно диктовали свои условия на рынке. Не так давно произошло снижение минимальной цены проезда в сто рублей. Такое решение было принято службами заказа. Только за год «минималка» упала на пятьдесят рублей, и «штатные таксисты» фактически остаются без работы.

— По тарифам, которые установлены сейчас, работать и выполнять требования закона просто невозможно. Диспетчерские службы могут «ломать» рынок, потому что не несут никакой ответственности. Клиенту может быть подана любая машина, о водителе которой ничего не известно. В России уже даже случаи нападения на пассажиров были, — отметил председатель новосибирского профсоюза работников такси Андрей Артюх.

Сколько нужно платить?
Ситуация накалилась до такого предела, что новосибирские таксисты даже вышли на митинг. При этом в акции протеста участвовали и те, кто работает на таксомоторные предприятия, и частные извозчики.

— Мы предлагаем вернуться к базовому тарифу 150 рублей плюс 16 рублей за километр. Для наглядности — поездка от областной больницы до Северо-Чемского жилмассива при таком расчете обойдется в 210 рублей. Это позволит нам существовать, — подчеркнул Андрей Артюх.

Вообще, стоимость услуг такси складывается в зависимости от цен на бензин, амортизации, арендной платы за парковку и прочего. При этом исполнительная и законодательная власти не могут вмешиваться в ценовую политику перевозчиков. Каждый пассажир выбирает то, что ему по карману.

— Я работал в отделе продаж оптовой компании, почти месяц назад меня сократили. Уже третью неделю работаю в такси. Заказов через диспетчерские службы очень много. Как говорится, было бы желание — можно хоть весь день и всю ночь ездить. За неделю получается более десяти тысяч. Это лучше, чем стоять на той же бирже труда в поисках подходящей работы, — рассказал новосибирец Сергей Карпышов, сотрудничающий с диспетчерской службой.

Примирить конкурирующие стороны смог бы региональный закон, который уравнял в правах таксомоторные компании и диспетчерские службы. То есть в последних имели бы право работать только имеющие лицензии водители. В таком случае, считают эксперты, рынок сам будет задавать темп развития.

Вопрос качества
Рейдовые мероприятия по выявлению и пресечению незаконных перевозок пассажиров и багажа легковым такси проводятся в нашем регионе регулярно. Например, только в 2014 году проведено более 50 комплексных проверок машин перевозчиков.

Автоинспекторы совместно с сотрудниками управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Новосибирской области проверили такси не только в областном центре, но и в Мошковском, Татарском, Колыванском, Маслянинском, Доволенском и Новосибирском районах, а также в Бердске. Так, в ходе рейдов задержаны пятьдесят водителей, которые занимались частным извозом на личном автотранспорте незаконно.

— У водителей не было разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. К настоящему моменту по всем случаям нарушения уже вынесено судебное решение. Водители нелегального такси заплатили административный штраф. Нелегальные таксисты нарушили сразу несколько пунктов правил перевозки пассажиров: не проводилось их медицинское освидетельствование перед выходом на линию, автомобили не прошли предрейсовый технический контроль, а также у водителей не было разрешения на перевозку пассажиров, — отметили в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области.

Кстати, в Белгородской области суд признал незаконной деятельность компании, которая как раз с помощью мобильного интернет-приложения предлагала услуги такси без проверки водителей и получения разрешений. Эта фирма взимала, как и много где, десять процентов от стоимости заказа за диспетчерские услуги.

Напомним, что в соответствии с федеральным законом, регламентирующим деятельность в сфере перевозок пассажиров легковым такси, у каждого легального перевозчика должны быть свидетельство предпринимателя и разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров.

КСТАТИ
Если в 2013 году самой популярной в такси моделью бюджетного сегмента был Renault Logan, то в 2014 году появилось существенное количество таких автомобилей, как Nissan Almera, Hyundai Solaris. Также на дорогах стали появляться китайские Lifan Solano. По данным прошлого года, в регионе в этой сфере действуют 117 юридических лиц и более 2,1 тысячи индивидуальных предпринимателей, а это более 7,3 тысячи единиц транспорта, предоставляющих услуги легковых такси.

Фотографии статьи
Динамика роста стоимости услуг такси в Новосибирской области в 2014 году. Инфографика Сергея КОВЕШНИКОВА