Тайна майора Брагина
Новый телесериал побивает соперников и прежние рейтинги
Завтра на телеканале «Россия» будет показана заключительная, двенадцатая, серия первого сезона (уже есть информация о съемках второго!) фильма Павла Лунгина «Родина».
Напомним, это российская версия популярного американского сериала «Родина», основанного в свою очередь на израильской драме «Военнопленный». А для лауреата Каннского кинофестиваля Павла Лунгина это фактически первый опыт производства телесериала. Режиссер считает, что «в современном фильме, ставшем аттракционом, уже нет места глубокой психологии», поэтому нужно идти на телевидение, чтобы «снимать роман, показывать душу людей, их противоречия, их сложности и борения».
Завязка картины такова: в ходе спецоперации на Северном Кавказе уничтожен лагерь по подготовке террористов и захвачен бункер, в котором обнаружен изможденный, заросший бородой человек, прикованный к стене. Это майор Алексей Брагин (Владимир Машков). Шесть лет назад, угодив в засаду и потеряв большую часть товарищей, Брагин попал в плен. Его признали пропавшим без вести. Уезжая в последнюю командировку, Брагин оставил в Москве семью: жену Елену (Мария Миронова), трехлетнего сына Ивана и девятилетнюю дочь Катю.
Теперь он возвращается в мирную жизнь, где его уже, к сожалению, перестали ждать. Брагин пытается восстановить отношения с женой и дочерью, сблизиться с сыном. Но, кроме очевидных сложностей, у него есть какая-то тайна, которую он тщательно скрывает даже от самых близких. Несмотря на ореол героя, после первых же допросов Брагина эксперт-аналитик контртеррористического центра Анна Зимина (Виктория Исакова) начинает подозревать, что тот завербован террористами. Основываясь на собственном опыте и интуиции, Анна старается разгадать тайну Брагина…
Что говорить, Лунгин — мастер и актеров набрал таких, что ими можно просто любоваться в кадре, когда они даже ничего особенного не делают... И это объективно — рейтинги зашкаливают: средний рейтинг уже первых серий нового фильма побил все прежние показатели сериалов, которые в последние два года транслировал телеканал. Причем «Родина» явно увела зрителей у идущего в это же время на Первом канале сериала «Орлова и Александров».
Хотя изначально, признаться, настораживало в этом фильме само название «Родина» — слишком уж обязывающее. Не говоря о том, что понятие патриотизма в последние годы изрядно потрепали в словесных баталиях «звезды» политических ток-шоу.
Посмотрим, чем дело кончится. Но, похоже, режиссер подошел к новой работе во всеоружии. Вот весьма показательный ответ Лунгина на вопрос корреспондента «Газеты.ру»:
— Что вообще патриотизм для вас сегодня?
— Патриотизм — это прежде всего история любви. Как сложна любовь между мужчиной и женщиной, так же сложна она и между человеком и его родиной. Иногда она отворачивается, иногда ты отворачиваешься, а потом вновь влюбляешься. В этом смысле можно сказать, что в жизни я не видел ни одного непатриотичного человека. Просто некоторые люди в этой любви становятся необыкновенно требовательными и слишком многого хотят от своей страны.
Нельзя же сказать, что Салтыков- Щедрин или Лермонтов любили родину меньше, чем люди, которые бьют себя кулаком в грудь, осеняясь православными крестами. На самом деле одна из главных проблем современной российской жизни в том, что за годы советской власти люди слишком привыкли к простым решениям. Их воспитывали с пониманием того, что мир прост, хотя он сложен — всячески сложен. И дело искусства, и телевидения в первую очередь, говорить о проблемах, о сложности окружающей реальности. Единственный смысл искусства — в смягчении противоречий, в преодолении растерянности, которую у человека вызывает столкновение с миром…