Новый почин инженера Райзберга
Восьмидесятишестилетний ветеран оборонной промышленности, почетный радист СССР, лауреат Ленинской премии трудится над очередными интересными проектами
Сегодня наш герой готовится рассказать широкой публике об основном своем достижении. Даже не столько о нем самом, сколько о разных сопутствующих моментах, включая забавные. Виталий Вениаминович пишет книгу под названием «Осколки памяти», работая в то же время с группой единомышленников над документальным изданием «Творцы оборонной техники Новосибирской области».
Создавая уникум
Радиолокационная станция (РЛС) 1С12 для зенитно-ракетного комплекса «Круг» некогда прослыла уникальной: впервые в нашей стране локатор был установлен на самоходное танковое шасси, а вкупе со специальной кабиной и всей необходимой аппаратурой система представляла собой автономную транспортную единицу. Передвигалась она будучи приведенной в походное положение. Ее боевое развертывание занимало всего ничего: пять минут — и умная машина могла уже выдавать информацию, тщательно «прощупывая» окрестность в радиусе 230 километров.
Именно Виталий Райзберг был главным конструктором РЛС 1С12. Разработка и внедрение проекта велись на новосибирском заводе им. Коминтерна в 1958 — 1962 годах. На каждой стадии работ, конечно же, прилетали для знакомства с новинкой высокие столичные чины: чем дело ближе к финалу, тем чины выше. И вот настал черед самого маршала Гречко сказать свое веское слово.
Дважды герой Советского Союза, будущий министр обороны СССР, а на тот момент его первый заместитель и главком Сухопутными войсками, Андрей Гречко прибыл на смотрины вместе с начальником Главного артиллерийского управления Минобороны генерал-полковником артиллерии Николаем Ждановым. Гости высоко оценили достоинства новой техники, которая была им предъявлена в развернутом положении. Когда же ее стали сворачивать, смотрители опешили, увидев, как солдат по специальному трапику лезет на крышу машины и механическим способом, вращая рукоятку, принимается складывать облучатель антенны…
Значит, с маршалом спорим?
Возмущению Гречко не было предела: все прекрасно, мол, индикатор трасс, прочие хитрости — и вдруг оператор чем-то там вручную манипулирует. «Позор! — отрезает маршал. — Люди на Луну летают, а вы мне ерунду какую-то показываете… Переделать, чтобы полностью была автоматика!»
Инженер Райзберг был не лыком шит и быстро объяснил преимущества такой системы: она надежнее, к тому же время от времени бойцам по-любому придется на крыше бывать, проверять, все ли в порядке, снег счищать и так далее. «Он еще со мной спорит!» — воскликнул Гречко. «Да он просто премию получать не хочет за разработку», — заключил Жданов.
Делать нечего. Решился было наш конструктор действительно все перекроить, да люди в Главном артиллерийском управлении оказались прозорливее. «Ничего не трогайте, — сказал генерал-майор Томилин, начальник отдела, курировавшего проект. — Подумаешь, Гречко возмутился… Да он больше никогда этого не увидит».
Так РЛС 1С12 и выпускалась долгое время, причем ЗРК «Круг» с ней в комплекте более 30 лет поступал на вооружение в страны Варшавского договора.
— Я с тех пор зарубил себе на носу: не всегда надо слушать, что большие начальники говорят, — посвятив меня в эту историю, добавляет Виталий Райзберг. — Хотя и не всегда с ними следует спорить!
Ленинскую премию наш герой в составе руководителей разработки зенитного ракетного комплекса «Круг» получил в 1967 году — 10 тысяч рублей (тогдашнего образца, естественно) на семерых.
Еще так много сможет зеркало сказать…
В авторском варианте история «Генеральские смотрины» появится, как мы уже знаем, наряду с другими в «Осколках памяти».
— Решил я назвать свою книгу так, потому что содержать она будет именно осколки, отдельные фрагменты моих воспоминаний, хронологически между собой не связанные, — комментирует автор. — Каждый рассказ, вот этот осколок, имеет свое название, свое законченное содержание. Для себя я придумал такой образ: стою, смотрю в зеркало, и вдруг кто-то бросает в него камнем. Оно разлетается вдребезги, после чего я собираю осколки. Начинаю с самых крупных, которые могут в большем объеме что-либо отразить. Есть у меня рассказ о первой юношеской любви, о моем пути в специальность, об определенных профессиональных вехах и многом другом.
— Виталий Вениаминович, чем эти осколки все же объединены? Ведь изначально зеркало отражало некий цельный, единый образ, если уж продолжать мыслить вашими аллегориями…
— Объединены они только моей личностью, моей жизнью. Из них я выбираю лишь те, что оставили наиболее яркие следы в моей памяти. Начинаю, конечно, с воспоминаний детства…
Родился будущий создатель РЛС 1С12 в Херсонской области 22 декабря 1928 года, жил в Сталиногорске — это нынешний город Новомосковск (Тульская область), он же ранее поселок Бобрики, некогда ставший известным благодаря одной из крупных строек первой пятилетки — местному химическому комбинату. До Виталия в семье было двое детей, но они умерли в раннем возрасте. Виталием новорожденного сынишку нарекли неспроста: специально, мол, чтобы выжил. Имя ведь от латинского корня vita происходит, что значит «жизнь». А с латынью родители, мама-акушерка и папа-фармацевт, были в определенной степени дружны.
Правда, в скором времени супруги разъехались. Мальчишка остался у матери, хотя с отцом продолжал общаться. В войну Райзберг-старший заведовал медицинским снабжением одной из армий, но сам в 1943 году скончался в госпитале. Сын с матерью были эвакуированы в Таджикистан, а по окончании войны перебрались на Украину, ближе к тамошним родственникам. Окончив Харьковский электротехнический институт по специальности «радиотехника», молодой инженер Виталий Райзберг получил в 1949 году распределение в Новосибирск, где начался и продолжается поныне его трудовой путь.
Попал. Задумал. Воплощает…
Трудится сегодня лауреат Ленинской премии не только над «Осколками памяти» — издание обещает увидеть свет в августе этого года. Еще раньше, к 70-летию Победы, запланирован выпуск книги «Творцы оборонной техники Новосибирской области», о которой мы упомянули выше. Виталий Вениаминович является одним из ее авторов-составителей, ему же принадлежит идея проекта.
А началось все с того, что он сам… попал в энциклопедию. Таковая вышла пять лет назад в Москве под названием «Вооружение и военная техника Сухопутных войск России». Включила она порядка 2 000 статей о руководителях соответствующих отраслей промышленности, военачальниках, ученых, конструкторах, инженерах, испытателях и многих других специалистах, кто внес весомый вклад в создание, испытание, эксплуатацию и боевое применение различной техники, вооружения, боеприпасов, оптических приборов означенных войск. Представлены в издании более 100 профильных предприятий, организаций, учреждений, войсковых частей, включая научно-исследовательский институт измерительных приборов — наш НИИИП, с которым связана значительная часть трудовой биографии Виталия Райзберга (на определенном этапе истории НИИИП и завод им. Коминтерна объединились).
— Ниииповцев в этой книге всего 34 человека, работавших до 2010 года, хотя одних только ведущих разработчиков за период до 1970 года я могу назвать порядка семидесяти, — отмечает мой собеседник. — Мне как-то неудобно стало: я там есть, а многие люди, которые действовали со мной в одной связке, обделены вниманием. С другой стороны, понимаю: всех в одно такое издание не поместить. Вот и пришла мне в голову мысль сделать аналогичную энциклопедию Новосибирской области, причем охватить в ней все отрасли местной оборонной промышленности начиная с 1941 года.
Разумеется, эта книга тоже имеет определенный объем. Буквально всех не поместить и в нее, поэтому оргкомитет провел отбор кандидатур для книги по ряду критериев. Занести в нее решено, например, лиц, получивших государственные награды и почетные звания, авторов крупных изобретений, внедренных в оборонную промышленность, руководителей групп и бригад на полигонных испытаниях, активных рационализаторов, рабочих, имеющих звание «Лучший по профессии», других выдающихся специалистов.
Добавим, работает инициативная группа над новым изданием при поддержке правительства Новосибирской области и мэрии Новосибирска. «Творцы оборонной техники» выйдут в двух томах тиражом по 500 экземпляров каждый.
— Традиционно к юбилею Победы много чего выпускается, — говорит Виталий Райзберг. — Возникают повторы, одна книга может быть отчасти переписана с другой, свои издания есть уже буквально у всех предприятий, связанных с оборонкой. Вы спросите, в чем особенность нашей энциклопедии…
— Спрошу!
— Так вот, особенность ее в том, что прежде всего она показывает людей! Тех людей, которые в разные годы, с 1941-го по 1965-й, трудились в оборонной промышленности нашего региона. Ведь никто никогда их в таком количестве широкой публике не еще представлял…