USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Продажи «на ручнике»

Юлия НАЗАРЕНКО

Аналитики российского авторынка заявляют, что он просел наполовину, в Новосибирске — на 40 процентов. Однако сибиряки удивили: «Все окей!» — говорят региональные автодилеры

Традиционный спад в начале года, по словам дилеров, компенсирует весна. Тем более что банкиры обещают к апрелю пересмотреть ставки по автокредитам в сторону уменьшения.

Эксперты сообщают, что в прошлом месяце показатели авторынка России приблизились к цифрам кризисного 2009 года, и в обозримом будущем улучшений не предвидится. Мрачные прогнозы, судя по количеству регистраций новых автомобилей, вполне обоснованы: за январь — февраль, по данным «Автостат Инфо», покупки легковых авто в Новосибирской области сократились на 42,7 процента в сравнении с аналогичным периодом 2014 года. Особенно заметное ухудшение произошло в феврале, сообщило аналитическое агентство «Автостат»: поток покупателей в автосалонах упал вдвое. Опять-таки судя по регистрационной отчетности, на которую, как правило, и опираются аналитики авторынка.

Транзитные «невидимки»
Однако новосибирский авторынок имеет ряд особенностей, которые, как ни странно, не берут во внимание аналитики. В частности, то, что ежегодно Новосибирск продает сотни автомобилей иностранным гражданам. Соответственно, регистрацию в России эти машины не проходят. Кроме того, в регион приезжают за покупкой авто жители других субъектов РФ. По словам новосибирского представителя УАЗ, едва купленные в его салоне автомобили в течение нескольких часов уже выставлялись на продажу перекупщиками.

Начиная с прошлого года, пользуясь падением российского рубля, скупать, помимо недвижимости, еще и автомобили кинулись соседи из Казахстана. От глаз российских аналитиков оказалась скрыта информация о том, сколько автомобилей, приобретенных в Новосибирске, уходит за рубеж. Впрочем, такую статистику вряд ли кто-то ведет, ведь транспортные средства пересекают границу в различных географических точках объединенного пространства Таможенного союза. Из официальных источников Казахстана известно, что в целом из России в республику в прошлом году было везено 85 тысяч легковых машин.

Так что, если верить новосибирским автодилерам, никакого кризиса нет. Если от покупки отказалась часть россиян, их место в очереди заняли иностранцы.

Кто меньше?
Доля импортных машин на авторынке подавляющая. Заметим, даже автокредиты оформлять на них выгоднее, чем на отечественные машины. Так вот, даже с учетом удорожания иномарки в общем числе продаж составляют более 70 процентов.

Лидером продаж-регистраций в регионе пока еще остается АвтоВАЗ, реализовавший за январь — февраль 260 авто, но снижение заметное — на 40 процентов к уровню аналогичного периода прошлого года. На втором месте «Тойота», которая незначительно снизила темп — всего на 8,8 процента: за два месяца продано и зарегистрировано в области 187 авто. Хуже всего дела у «Ниссан», показатели которого сократились более чем в два раза — только 134 автомобиля в 2015 году. Ну и так далее.

Тренд общий в целом по России. В феврале по стране было продано и поставлено на учет всего 83 644 новых легковых авто — на 56,8 процента меньше показателя аналогичного месяца год назад (193 818), сообщается в отчете «Автостат Инфо». В этом году падение продаж можно наблюдать от месяца к месяцу. В январе емкость рынка составляла 88,5 тысячи новых авто. В феврале уже на пять тысяч покупок меньше.

Прирезать побольше
Эксперты не исключают, что торможение продаж иномарок усилится. На днях глава созданного комитета Союза машиностроителей России по развитию кооперации и локализации производства в автомобильной промышленности (не кто иной, как президент АвтоВАЗа Бу Андерссон) заявил о необходимости повышения импортной пошлины. Нетрудно представить, как в случае принятия Правительством такого решения оно отразится на стоимости импортных авто. «Лада», и без того занимающая первое место по продажам среди всех марок, пытается прирезать себе и заодно своим российским коллегам побольше от рыночного пирога.

Правда, помимо желания руководства автопрома, есть еще правила ВТО, согласно которым пошлины на импорт должны постепенно снижаться, а не повышаться. Ну да каких чудес не бывает? Думается, помимо пошлин, найдется немало других инструментов подтянуть отечественного производителя. Тут ведь главное что? Правильно, поставить приоритет. Только не перед потребителем, взывая к его патриотическим чувствам, а перед производителями — полюбить покупателей «Лады» как самих себя.

У «Лады» же в Новосибирске не все ладно. Если в целом по России в этом году марка реализуется хуже на 23 процента, то в нашем регионе зафиксировано, как мы уже упоминали, более чем 40-процентное падение продаж. Это вряд ли связано с повышением цен — в январе АвтоВАЗ объявил о подорожании своих автомобилей в среднем на девять процентов. Притом что «Лада» последней из всех подняла ценник, это ей особенно не помогло. И даже на фоне существенного роста цен на иномарки — еще в конце прошлого года они подскочили на 10 — 30 процентов. Ничто не помешало дилерам обеспечить ажиотажный спрос на импортные машины в декабре. Из автосалонов выгребли все, что было, машин даже не хватило. Кое-кому пришлось дожидаться поставок в январе, что поддержало уровень продаж в начале года.

И снова про деньги
Действительно, большинство дилеров Новосибирска результатами прошлого года довольны и началом текущего не обеспокоены. Январское и даже в большей степени февральское затишье в автосалонах объясняют, во-первых, традиционным зимним спадом: все, кто хотел купить авто, сделали это до Нового года. Ажиотаж подстегнули страхи, связанные с поведением национальной валюты. Во-вторых, часть зарубежных производителей притормозила отправку автомобилей в Россию в связи с нестабильной экономической ситуацией. Эта же ситуация заставила дилеров избавиться от складов, заваленных машинами, и вернуться к практике доставки товара по заказу.

Что касается других отечественных марок, то, по прогнозу руководителя новосибирского УАЗ-Центра Игоря Кошкина, до мая продажи бренда в сегменте малотоннажных и легковых авто по региону будут сопоставимы с прошлогодними. Основной спад ожидается летом, если ставки по автокредитам не станут более лояльными.

Кошкина поддерживают коллеги по бизнесу.

— Падение ударило не столько по физическим лицам, сколько по юридическим, — заявил на встрече в студии ГТРК руководитель департамента корпоративных продаж компании «Автомир» в Новосибирске Дмитрий Неустроев. — Помарочно до 30 процентов, иногда и выше, продажи идут юридическим лицам. Так как нет дешевых денег в лизинге, нет дешевых денег в кредите, бизнес не развивается, соответственно, юридические лица перестали покупать автомобили.

Даешь доступные автокредиты
Интересно снова обратиться к практике наших партнеров по Единому экономическому пространству. В Казахстане, обеспокоившись падением продаж производимых в стране авто, предложили беспрецедентно снизить ставки на автокредиты при условии покупки машины именно казахстанского производства. Конечная ставка по кредитам физических лиц снизится с 15 до четырех процентов. Это номинальные ставки. Эффективная процентная ставка не должна превысить 7,5 процента годовых. Причем с учетом всех страховых платежей. Вау!

Как рассказали представители новосибирского автобизнеса, российские банкиры тоже рассматривают возможность снижения размера кредитных ставок на покупку автомобилей. И постепенное снижение ключевой ставки Центробанка подтверждает реальность этих намерений. Пока автокредиты стоят 23 — 25 процентов годовых — о чем тут говорить? С учетом того, что половину всех автомобилей в Новосибирске продавали за заемные средства, которые теперь малодоступны, прогноз плохой. На что решатся наши банкиры в апреле? Пока официальных заявлений никто не делает.

КОММЕНТАРИЙ
Сергей УДАЛОВ, исполнительный директор аналитического агентства «Автостат»:
— По результатам 2015 года на авторынке ожидается спад от 30 до 50 процентов. Будет происходить перераспределение рынка по брендам, в зависимости от того, насколько кто из участников готов инвестировать в российский рынок в эти сложные годы. Если говорить в целом о стране, будет более активен рынок подержанных автомобилей, а дилеры больше внимания уделят покупателям, клиентам и сервису автомобилей, который будет более эффективен по сравнению с продажами. Тем более для Новосибирска, находящегося на четвертом месте в России по численности автомобилей, в том числе подержанных, нуждающихся в ремонте.

КСТАТИ
В то время как хозяева авторынка приспосабливаются к новым экономическим реалиям, в поле появляется новый игрок — крупный казахстанский автопромышленный холдинг. Федеральная антимонопольная служба России зарегистрировала сделку по продаже «Бипэк Авто — Азия Авто» пакетов голосующих акций четырех сибирских предприятий: «Новосибирск-Лада», «Омск-Лада», «Алтай-Лада», «Кузбасс-Лада». Аналитики АвтоВАЗа полагают, что продажа сибирских дилерских центров может способствовать увеличению продаж продукции волжского автозавода.
Между тем в Усть-Каменогорске, где находится штаб-квартира «Азия Авто», сейчас полным ходом строится автопромышленный комплекс мощностью 120 тысяч автомобилей «Лада» в год. Ввод первой очереди намечен через несколько месяцев. Более половины выпускаемой продукции будет отгружаться в Сибирь и далее. Таким образом, аутентичные тольяттинские образцы постепенно уйдут из Зауралья, уступив место казахстанским аналогам. Выиграет ли потребитель в цене и качестве? Сумеют ли иностранцы, за неимением, увы, «пророка в своем отечестве», кардинально поменять ситуацию с продажами российской марки? Пока одни вопросы.


ФАКТ
Любимая сибиряками Corolla (на фото) в связи с курсом валют подорожала в комплектации «классика» с 750 000 рублей до 1 миллиона.