Должно быть удобно жить
Создатель салона красоты, куда могут приезжать даже колясочники, рассказала, что инвалиды мечтают быть обычными людьми
Салон красоты «Лео» не страдает от невнимания журналистов. В гостях у него уже побывали очень и очень многие. Повод для ажиотажа появился в прошлом году — впервые в области общественная организация инвалидов открыла салон, в котором преображаться и наводить красоту могут не только обычные горожане, но и люди с ограниченными возможностями.
Как обстоят дела сегодня? Мы побывали в салоне и узнали много нового о том, как живут люди с инвалидностью, о чем они мечтают и чего ждут от завтрашнего дня.
Здесь удобно всем
Внешне салон «Лео», казалось бы, ничем не отличается от остальных. Одно но — здесь удобно всем. Вход начинается с пандуса, шкаф-гардероб оснащен стойками разной высоты, рабочее место администратора также расположено за двухуровневым столом.
Знакомимся с автором идеи такого салона Натальей Скаредовой, председателем Ленинской местной организации Всероссийского общества инвалидов. Она сразу поправляет, «у нас не салон для инвалидов, у нас салон для всех».
— Началось все с желания сделать так, чтобы в мире было больше красоты, — говорит Наталья Ивановна. — Каждая женщина, если даже у нее есть инвалидность, должна быть ухоженной. Хорошо, когда человек достойно выглядит, когда он аккуратен, причесан, тогда и люди на него реагируют совсем по-другому. Он сразу стоит на другой ступени.
Наталья Ивановна почти десять лет работает с инвалидами и хорошо знает их жизнь изнутри.
— Женщине-инвалиду красивой быть непросто, — рассуждает моя собеседница. — Не у каждой найдутся деньги, пенсии по инвалидности у всех разные, да и не только в деньгах дело. Если руки не слушаются, трясутся, то как вы сами себе маникюр или прическу сделаете?
Я — красивая...
Когда организации выделили помещение, стало казаться, что мечта открыть салон совсем уже близко, но ремонт растянулся на несколько лет.
— Мы поменяли все, каждую трубу, — вспоминает Наталья Ивановна. — Два года приводили все в порядок. Расширили дверные проемы, чтобы человек в коляске, приехав сюда, чувствовал себя обычным посетителем и не вызывал особого переполоха.
Пока делали ремонт, писали заявки и побеждали в конкурсах на получение субсидий, рассказывает моя собеседница. Сначала нам была выделена субсидия мэрии города Новосибирска, потом солидную поддержку удалось получить по программе «Доступная среда», которую курирует министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области. Стало возможным не только трудоустроить нескольких инвалидов, но и обеспечить им доступные рабочие места.
Сейчас в «Лео» работают 11 человек, пятеро из них инвалиды, трое, в том числе Марина Ряшенцева, пользуются колясками. В течение двух месяцев она обучалась на мастера маникюра и педикюра, за это время для ее кабинета приобрели специальное кресло с автоматическим управлением.
— Очень рада, что у меня есть работа, — говорит Марина, — что могу подарить кому-то это прекрасное ощущение: я — красивая...
Насколько востребованы могут быть у инвалидов услуги мастера маникюра и парикмахера? Наталья Скаредова рассказала нам пару историй:
— Помню, мы приезжали к девушке из Колывани, мы работаем не только в салоне, у нас есть и выездная бригада. Для нее наш визит стал настоящим праздником. Потом она сама приехала к нам, и, вы знаете, это была уже совсем другая девушка, это была дама, и мы ухаживали за ней. Как-то раз приезжал инвалид-колясочник из Ордынского района. Он сказал, что приехал, чтобы воспользоваться услугами нашего салона. До этого он не имел возможности в них даже заехать. В наш салон он самостоятельно заехал, повесил вещи в гардероб, долго общался с администратором и был «центром вселенной», вокруг которого трудились мастера.
Без зарплаты никак нельзя
Сейчас салону «Лео» нужно думать о том, как существовать дальше и зарабатывать деньги. Обслуживают здесь всех желающих, цены ниже, чем в других парикмахерских и салонах красоты. Для клиентов, имеющих инвалидность, предусмотрена система скидок. В прошлом году инвалиды по акции обслуживались бесплатно, но сейчас субсидия на обслуживание немобильных граждан закончилась.
— Получилось не все, как мы хотели, но надеюсь, наши власти поймут, что эти услуги востребованы, нужны и что хорошо было бы получить социальный заказ с последующим возмещением затрат за оказанные услуги, — говорит Наталья Скаредова. — Думаем, как быть, пишем заявки. На днях мне звонил председатель ветеранской организации, предложил: давайте подстрижем бесплатно... Я не могу себе позволить сейчас такую роскошь, потому что должна платить зарплату моим мастерам.
Постоянно обслуживать инвалидов бесплатно, считает моя собеседница, неправильно. Должно быть дешевле, чем везде, но не даром.
— Общество жалеет инвалидов, — говорит Наталья Скаредова, — это вредит как им самим, поскольку они начинают думать, что им все кругом что-то должны, так и обществу. На самом деле инвалидам не нужна жалость, они все хотят чувствовать себя просто нормальными людьми, которые, если захотят, могут работать, заниматься спортом и ухаживать за собой. Я была в Германии, Америке. Среда для инвалидов там действительно доступна. Мы пока еще только стремимся к этой цели. Должно быть удобно жить и инвалидам, и всем другим.
ТЕНДЕНЦИЯ
Инвалидов становится меньше?
Согласно данным официальной статистики, Росстата, в России вот уже не первый год снижается количество инвалидов. Процесс этот начался в 2005 году, тогда был зафиксирован максимум в 1 799 000 лиц, впервые признанных инвалидами.
Именно в этом году была проведена монетизация льгот, соответственно, многие наши сограждане решили воспользоваться своим правом. Далее же количество зарегистрированных инвалидов начало только снижаться.
В 2012 году, для сравнения, эта планка упала до отметки в 805 тыс. человек. За 2014 год статистических данных, разумеется, еще нет. Но уже сейчас понятно, что динамика сокращения количества инвалидов сохранится.
Если рассматривать количество инвалидов той или иной категории, то год от года их порядок не меняется. В процентном соотношении больше всего инвалидов III группы — 43,2 %; II группы — 40,9 %; I группы — 15,9 %. (http://www.timenews24.ru)
КОММЕНТАРИЙ
Марина ЭЛЛЕРТ, заместитель министра труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области:
— Создание безбарьерной среды в нашем регионе — задача, безусловно, первостепенная. И реализация такого проекта — очередной шаг на пути к ее решению. Уверена, в этот салон с удовольствием будут приходить те, кто раньше был лишен возможности посетить такое учреждение, а значит, люди будут в социуме, будут общаться. Это и есть одна из задач программы по организации доступной среды.