Тарифы на проезд вырастут на два рубля с 25 февраля
Тарифы на проезд в общественном транспорте вырастут, но на фоне остальных товаров и услуг размер «прибавки» будет самым минимальным
На заседании комитета Законодательного собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике еще раз подробно обсудили практически решенный вопрос. Детальный анализ ситуации показал, что принимаемая мера неизбежна, если мы хотим
сохранить в полном объеме существующую сеть общественного пассажирского транспорта.
Дым без огня
Как у нас разрываются информационные бомбы? Как рождаются сенсации, больше являющиеся вымыслом? Технология на самом деле очень проста: кто-то что-то громко говорит в общественном пространстве, журналисты и блогеры это быстро подхватывают, попутно расцвечивая порой достаточно невинные фразы своими яркими домыслами или заменяя слова на более резкие и броские эпитеты. И все — это уже у всех на устах, а дальше маховик начинает крутиться, и через какое-то время понимаешь, что из обычной мухи раздули огромного слона, а вокруг напустили столько дыма, притом что огонь даже не теплился.
Историю с очередным повышением стоимости проезда в общественном транспорте — всего вторым в нашем регионе за последние пять лет — тоже пытаются выставить в этом же ракурсе, хотя по большому счету там и дымить-то нечему.
Во-первых, об этом открыто заявляли за несколько месяцев, даже назывались предполагаемая дата — 1 февраля 2015 года — и примерный размер повышения — плюс два рубля на проезд в трамваях, троллейбусах, автобусах и метро. Во-вторых, если кто помнит, в феврале 2013 года, когда тариф во всех видах транспорта подняли на три рубля сразу, не было никаких волнений, возмущений, а уж тем более митингов. Людям понятно и доходчиво объяснили, что цены на проезд не повышались три года, что транспортные предприятия несут убытки и мы можем столкнуться чуть ли не с отменой или сокращением подвижного состава на многих маршрутах.
Не встречала живого отклика на форумах информация о повышении и на этот раз. Все попытки написать про «огромный резонанс и возмущения среди населения» просто разбивались об полнейшее отсутствие как резонанса, так и возмущения. Плюс еще два рубля за два года, а за последние пять лет — пять рублей. Если перевести повышение в процентную плоскость, то получается что-то в районе шести процентов за год, то есть на уровне официально заявляемой в России инфляции. Что ж возмущаться, когда не то что за два года, за два месяца многие продукты подорожали на десятки процентов?
Откуда «дровишки»?
Эта ситуация так бы и сошла на тормозах, если бы в начале февраля на сессии Законодательного собрания Новосибирской области депутат фракции «Справедливая Россия» Игорь Умербаев не «подкинул дровишек», внеся для обсуждения вопрос об обращении Заксобрания к губернатору Владимиру Городецкому о недопустимости повышения стоимости проезда в общественном транспорте, а также не заявив, что отправной точкой должен стать аудит реальной стоимости проезда в общественном транспорте с привлечением независимых экспертов и общественных организаций. И псевдопламя интереса к этой проблеме как бы разгорелось вновь…
Инициатива депутата большинством голосов была отклонена, но из чисто процедурных соображений вопрос перенаправили в профильный комитет областного парламента, где его в минувший вторник еще раз обсудили, хотя совершенно спокойно могли бы этого не делать… И вопрос тут не в желании или нежелании депутатов, а в юридической казуистике.
По стандартной процедуре предложение о повышении тарифов исходило от мэрии Новосибирска. Начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска Валерий Жарков отчитался, что за те два года, пока не повышались тарифы, дизельное топливо подорожало на 15 процентов, электроэнергия — на 17,2, запчасти — на 30 процентов. Кроме того, за два года трижды увеличивалась зарплата в муниципальном пассажирском транспорте (последний раз — в ноябре 2014 года на десять процентов). Оценить целесообразность и размеры повышения цен должен областной департамент по тарифам. И надо отметить, что далеко не всегда он сразу же идет навстречу просителям!
Вот и на этот раз «Горэлектротранспорт» просил увеличить тариф на проезд в троллейбусах и трамваях с 16 до 20 рублей (дороже на 25 процентов), а МУП «Новосибирский метрополитен» подал заявку на увеличение тарифа с 18 до 22 рублей (дороже на 22,2 процента). Муниципалитет, в свою очередь, предложил увеличить предельные максимальные тарифы для наземного электрического и автомобильного транспорта на два рубля, и департамент по тарифам согласился умерить «аппетиты» перевозчиков вдвое, хотя они не перестают говорить очевидное: неокупаемость пассажирских перевозок — общая проблема всех российских мегаполисов.
Директор МКП «Горэлектротранспорт» Александр Штумпф не так давно рассказывал, что себестоимость перевозок составляет более 21 рубля, а по словам начальника Новосибирского метрополитена Владимира Кошкина, у них себестоимость перевозки одного пассажира в прошлом году составила 17,78 рубля, что всего на 22 копейки ниже при оплате за наличный расчет, и выше — если по транспортной карте. Если метро за счет большего пассажирооборота и побочных доходов еще как-то умудряется выходить в небольшой плюс, то большинство муниципальных транспортных предприятий Новосибирска глубоко убыточны, и расходы ложатся в том числе и на бюджет.
А убыточность или работа на уровне себестоимости тянет за собой целый шлейф: автопарк обновляется недостаточно, на качественный ремонт подвижного состава средств не хватает, что в первую очередь сказывается на безопасности перевозок, зарплаты растут медленно или не растут вовсе. Конечно, транспортники как напрямую заинтересованные люди немного сгущают краски, но очевидно, что проблема есть.
Бюджету, кстати, как областному, так и городскому, повышение цен на проезд также невыгодно, причем напрямую, так как придется оплачивать больше выпадающих доходов транспортников за перевозку региональных и городских льготников. По словам первого заместителя председателя Законодательного собрания Сергея Титкова, в прошлом году из регионального бюджета было направлено более 300 миллионов рублей на субсидирование пригородных железнодорожных перевозок, примерно схожая сумма запланирована только на первое полугодие 2015 года.
Почему возник коллапс с электричками, так возмутивший Президента? Вот у нас не отказались от поддержки и сохранили все маршруты, а во многих регионах просто сократили или вообще отменили субсидирование перевозки льготников. Сигналы о существующих проблемах раздавались весь прошлый год, но тогда все были увлечены политикой. Сейчас пора обратить внимание и на простую, ежедневную жизнь. Без гречки, хамона и французских сыров худо-бедно можно прожить, а вот без общественного транспорта в большом городе — никак.
Что скажут люди?
Не подумайте, что я циник, оправдывающий чьи-то действия. Общественный транспорт — это и моя вотчина, мои ежедневные затраты, которые теперь возрастут. Но поверьте, меня гораздо сильнее возмущает никем не объясненный взлет цены, например, на сахар почти на 50 процентов, чем подробно объясненный рост цен на проезд на 10 — 15 процентов. Для меня сахар тоже товар повседневного спроса, как и общественный транспорт. Но шутки в сторону, мы подошли к серьезному вопросу, на который у меня есть два варианта-версии ответа.
Очень может быть (и мы обсуждали это в начале), что большинство людей не скажут ни-че-го! Они просто не увидят в этом событии ничего экстраординарного.
А вот что бы хотелось увидеть (раз уж мы начинаем платить больше) — повышенной требовательности пассажиров к транспортникам. То есть отсутствие резких ускорений и торможений, зимних длительных стоянок с открытыми дверями возле станций метро, соблюдение графика движения, особенно в вечерние часы, ну и прочие мелкие радости в виде чистых и теплых салонов и некурящих водителей. Тогда это будет конструктив, а не односторонний «отъем» денег у пассажиров без ответной отдачи.
P.S. Когда материал был готов к печати, состоялось заседание правления областного департамента по тарифам, на котором было окончательно утверждено повышение цен на проезд в общественном транспорте на два рубля. Проезд в метро теперь будет стоить 20 рублей, в автобусе — 19, в троллейбусе и трамвае — 18 рублей. Скидка один рубль по транспортной карте продолжает действовать. Новые тарифы начнут действовать с 25 февраля.
КСТАТИ
В Екатеринбурге ситуация уникальная для России: цена билетов во всех видах транспорта одинаковая и составляет 23 рубля. Причем последнее повышение было еще осенью 2013 года.
С 1 июля 2014 года в Омске стоимость проезда в автобусах, троллейбусах и трамваях выросла с 16 до 18 рублей. Мэр Вячеслав Двораковский объяснял это тем, что бюджет Омска не мог больше компенсировать разницу между реальной стоимостью поездки (20 рублей) и существовавшим тарифом.
В Красноярске стоимость поездки в автобусе составляет 19 рублей при оплате наличными, 18 рублей — по транспортной карте. Повышение тарифа произошло еще в январе 2014 года, сразу с 14 рублей. Билеты в трамваи и троллейбусы подорожали чуть позже и на два рубля. Ассоциация перевозчиков Красноярска настаивала на повышении тарифа до 20 — 24 рублей.