Лучше больше, но меньше?
Один из способов изменить качество жизни на селе — объединение мелких, безденежных населенных пунктов с более крупными?
Укрупнение сельских поселений даст возможность выровнять бюджетную обеспеченность территорий. При этом самой главной, принципиальной целью изменений в структуре муниципальных образований должна стать практическая польза для местных жителей. Улучшат ли грядущие новации благосостояние людей?
— Сегодня 90 процентов муниципальных образований являются дотационными, — пояснил суть проблемы Николай Мочалин, председатель комитета Законодательного собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам. — С течением времени ситуация не улучшается, дополнительная налоговая база не появляется. В большинстве случаев муниципальные доходы уходят на содержание управленческого аппарата — на затраты, связанные с исполнением функций государственной власти.
Выступая на заседании комитета, депутат подчеркнул: законодатели уже не раз обсуждали эту проблему, но она актуальна по сей день. Особенно если учесть, что на счету каждая копейка.
Финансовая зависимость
Чтобы выяснить, насколько эффективно тратятся муниципальные средства, контрольно-счетная палата Новосибирской области (КСП) провела исследование и проанализировала территориально-организационные основы бюджетного процесса. Об итогах работы депутатам рассказал заместитель председателя КСП Павел Подковырин. Представив картину в цифрах, он озвучил выводы специалистов о том, что степень эффективности управления оставляет желать лучшего.
На текущий момент из 490 муниципальных образований области 429 имеют статус сельских поселений. К началу 2014 года в них проживало 21,6 процента от всего населения региона (средняя численность — свыше 1 300 человек). Начиная с 1990 года количество сельского населения сокращается. Аналитики фиксируют так называемый эффект сжатия населенного пространства. Процесс урбанизации начался еще в 30-е годы, и сегодня возникает необходимость менять административно-территориальное устройство, приспосабливаясь к новым условиям экономики.
Органы местного самоуправления сельских поселений занимаются формированием и утверждением местного бюджета — главного документа, определяющего, куда и на что будет направлена муниципальная казна. По данным КСП, у 90 процентов сельских поселений расходы на содержание органов местного самоуправления превышают объем доходов, поступающих в бюджет, — как налоговых, так и неналоговых. Малые населенные пункты испытывают зависимость от финансовой помощи со стороны бюджетов более высокого уровня, а значит, пора задуматься о преобразованиях. Законодательство предусматривает такую возможность.
Мал, да дорог
Один из способов, позволяющих изменить качество жизни на селе, — объединение мелких, безденежных населенных пунктов с более крупными, преуспевающими соседями. Впрочем, это слияние в сфере управления должно осуществляться лишь по согласию жителей.
— Анализ, проведенный контрольно-счетной палатой, показал, что варианты объединений существуют, однако многие главы сельских поселений высказываются против, — отметил Павел Подковырин. — Следует предположить, что и у самих жителей отношение негативное.
Причин, вызывающих неприятие, несколько. Во-первых, вопрос укрупнения затрагивает представления людей о «малой родине»: случается, коренные сибиряки отстаивают самостоятельность родных деревень и сел, даже если это не выгодно с экономической точки зрения. Нюансы укрупнения обсуждаются горячо, эмоционально, поэтому к решениям такого рода нужно подходить взвешенно.
Во-вторых, местные жители должны определять статус поселения на референдуме, а такое мероприятие обходится недешево. В-третьих, по закону административный центр должен находиться в пешей доступности для любого жителя. Если же система управления изменится, добраться до представителей власти на автобусе из маленькой деревни, особенно в межсезонье по бездорожью, будет непросто. Наконец, люди могут воспротивиться присоединению к городскому округу из-за нежелания потерять льготы, положенные сельским жителям.
Тем не менее опыт других стран и регионов показывает, что укрупнение — процесс необратимый, во многих случаях целесообразный. Среди бесспорных плюсов — сокращение расходов на управленческий аппарат. По расчетам КСП, ежегодная экономия на одно объединение в Новосибирской области может составлять около полутора миллионов рублей. Кроме того, укрупнение решит некоторые трудности, связанные с комплексным развитием сельской инфраструктуры.
Изменения, внесенные в федеральное законодательство в 2014 году, позволяют изымать часть полномочий у муниципальных образований и передавать на районный уровень. По мнению экспертов, за поселениями можно оставить такие, например, функции, как содержание зданий и сооружений, расположенных на территории муниципалитета, благоустройство территорий. Однако виды деятельности, требующие специальной квалификации, необходимо централизовать. Облегчить процесс управления помогут современные технологии, в частности типовые электронные документы, разработку которых следует продолжить.
— Я встречаюсь на округе с сельскими жителями и вижу: многие из них понимают, что для дальнейшего развития сельские поселения надо объединять, — резюмирует Андрей Панфёров, заместитель председателя комитета. — Пришло время передавать ряд полномочий районам, так как многие поселения их не выполняют. На некоторых главах муниципальных образований «висят» штрафы и предписания прокуратуры. Почему проблема не решалась так долго? В современных финансовых реалиях мы не можем эффективно воздействовать на этот процесс.
Законодатели объявили, что намерены инициировать вопросы укрупнения муниципальных образований перед исполнительной властью. По прогнозам экспертов, преобразования займут 5 — 10 лет или даже больше, однако игнорировать проблему нельзя.
КОММЕНТАРИИ
Светлана ШМАКОВА, глава администрации Краснотальского сельсовета Коченёвского района:
— Думаю, укрупнение неудобно для людей, которые живут в маленьких селах и деревнях. Если сельсовет убрать полностью, кого-то из специалистов все равно нужно оставить, чтобы он работал с людьми. Иначе за каждой справкой, за каждой консультацией нужно будет ездить на автобусе, преодолевая большие расстояния. Легко ли это, особенно зимой, если автобус ходит только утром и вечером?
Евгений КОШМАН, глава администрации Цветниковского сельсовета Здвинского района:
— Как правило, вопрос упирается в финансы. Для объединения муниципальных образований нужно перелопатить большое количество документации, найти технику и специалистов, которые смогут работать, к примеру, на три села. В состав нашего поселения входят село Цветники и две деревни — Михайловка и Чича. Одна деревня расположена в тридцати километрах, другая — в девятнадцати. Гонять технику, очищать дороги, завозить уголь — все это очень хлопотно, и объединение может создать дополнительные сложности. Я считаю, такой важный шаг нужно тщательно обдумать, иначе это будет путь в никуда.
КСТАТИ
Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о перераспределении полномочий между муниципальными образованиями разных уровней. Согласно документу, полномочия по решению вопросов местного значения передаются муниципальным районам. Имеются в виду вопросы дорожной деятельности, землепользования, культуры, ЖКХ, охраны окружающей среды, защиты населения от чрезвычайных ситуаций. К исключениям относятся случаи, когда законами субъектов РФ эти вопросы закреплены за сельскими поселениями.
Основанием для перераспределения полномочий является тот факт, что сельские поселения наименее обеспечены. Как считают авторы документа, новации позволят привести объем вопросов местного значения, решаемых сельскими поселениями, в соответствие с финансово-экономическими и организационно-кадровыми возможностями.
ФАКТ
По данным контрольно-счетной палаты Новосибирской области, в 2014 году лишь у четырех сельских поселений уровень зависимости от финансовой помощи был менее 30 процентов. У 37 поселений он составлял от 30 до 70 процентов, у 388 поселений — более 70 процентов.