Сибирская наука: пациент скорее жив, чем мёртв
Академики рассказали, как им живется в эпоху перемен и насколько востребованы научные разработки
Одобренный в июне 2013 года председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым законопроект о масштабной реформе российской науки первоначально поверг сообщество в шок. Согласно документу, планировалось, что три академии — РАН, РАМН и РАСХН — будут ликвидированы в их прежнем виде, а вместо них появится новая единая общественная организация — Российская академия наук. Научные институты и учреждения академий отдадут в ведение нового федерального агентства. Тогда это казалось катастрофой, началом краха российской науки. Спустя примерно полгода настроения изменились в сторону сдержанного оптимизма. Еще год спустя выяснилось, что не все так плохо, как казалось в начале.
Радости забронзовевшего администратора
По крайней мере, все три главных сибирских академика — председатель СО РАН Александр Асеев, председатель СО медицинских наук (бывшее СО РАМН) Любомир Афтанас и председатель СО аграрной науки (бывшее СО РАСХН) Александр Донченко, рассказывая о текущем состоянии дел в своих больших коллективах, излучали совершенно нескрываемый и искренний позитив. Реформу науки действительно реализуют вдумчиво, без метаний и перегибов, учитывая как требования времени, так и мнения самих ученых. А главное, это практически не отражается на основной, научной, деятельности. По словам Александра АСЕЕВА, сибирские ученые бодры, оптимистичны, полны новых идей и доверху завалены конкретной работой. Чего еще желать ученому?
— Меня как забронзовевшего администратора очень порадовало, что в минувшем году все без исключения институты СО РАН увеличили свою прибыль, — не без юмора охарактеризовал финансовую сторону дела Александр Асеев. — Кто-то больше, кто-то меньше, но в среднем на 25 — 30 процентов. Институт ядерной физики по обороту перешагнул отметку в два миллиарда рублей, причем только 40 процентов суммы — государственный бюджетный заказ. Еще два института стали в прошлом году «миллиардерами».
Но, как говорится, не только в деньгах счастье, но и в востребованности научных разработок. Практически все промышленные производства, открывавшиеся в регионе в последние годы, в той или иной степени задействовали умы сибирских ученых. Сегодня правительством области и мэрией Новосибирска разработана программа реиндустриализации, в которой институтам СО РАН отведена большая роль. Много говорилось о необходимости сращивания науки и производства на форумах технологического развития «Технопром», проходивших в нашем регионе. Но академик Асеев считает, что именно в Новосибирской области в плане воплощения научных разработок в реальные продукты и технологии еще есть куда расти и развиваться. Инновационно- технологическая гонка, существующая в мире, требует новых форматов, новых подходов в управлении, более конкретных задач от государства, являющегося главным заказчиком науки. И ученые готовы помогать экономике справляться с кризисами.
Просветление мозга
Слушая Любомира АФТАНАСА, я невольно вспомнил одну крылатую фразу из популярной комедии Марка Захарова «Формула любви»: «Легкие дышат, сердце стучит… — А голова? — А голова — предмет темный и изучению не поддается...»
Далеко шагнула медицинская наука вперед, и теперь голова — совсем не темный предмет, а серьезно изученный и максимально просветленный. Исследования в этом вопросе продолжаются как в России, в Сибири, так и во всем мире. Особый вопрос, тревожащий сегодня ученых, — борьба с депрессией, которая к 2020 году по масштабности выйдет на второе место в мире после сердечно-сосудистых заболеваний. И уже сегодня, на Западе особенно, с тревогой подсчитывают тот ущерб, который депрессия будет наносить экономике.
В прошлом году новосибирские ученые вошли в состав консорциума ENIGMA (в него входят более 100 стран), занимающегося изучением мозговой деятельности человека в сочетании с геномными исследованиями.
— Работа в генном направлении — вообще одно из самых значимых сегодня направлений медицинской науки, — отметил Любомир Афтанас. — К примеру, можно выяснить, будет ли человек позитивно реагировать на очень болезненную и дорогостоящую химиотерапию или нет смысла этим заниматься, а сразу проводить хирургическое вмешательство. У нас, к примеру, проходят клинические испытания, направленные на изучение стабильности атеросклеротической бляшки. Также важнейший момент: может человек с этим жить дальше или нужно оперировать. Подобных разработок я могу перечислить немало. В целом, если говорить упрощенно, в сегодняшней практической медицине возможно почти все, но многие вещи очень дороги, и задача ученых в том числе — удешевить технологии, сделать доступнее для большего количества людей.
В копилке сибирских ученых- медиков и две разработки (они сейчас на стадии испытаний) по созданию более дешевого и менее токсичного контрастного вещества для МРТ. Это в своем роде и импортозамещение, потому что используемый сегодня «контраст» практически на сто процентов не российский.
Что касается оказания высокотехнологичной медицинской помощи в 18 клиниках институтов отделения медицинских наук, то там произойдет ряд изменений, но касающихся больше оценки интеллектуальной деятельности специалистов. Объемы же оказания помощи населению в 2015 году точно не снизятся — об этом достигнуто соответствующее соглашение между губернатором Новосибирской области и Федеральным агентством научных организаций (ФАНО).
До свидания, бытовуха!
Рады объединению с «большой» наукой и ученые-аграрии. Да, согласился их председатель Александр ДОНЧЕНКО, на первых порах тоже боялись, что реформа пойдет во вред, но сегодня все спокойно: все институты Сибирского отделения работают, вскоре планируется создание региональных научных центров предположительно в Барнауле, Омске и Красноярске. Разработки ученых востребованы, но есть проблема — не всегда в своем регионе. Александр Донченко даже сравнил местных руководителей с москвичами и тут же пояснил свою метафору:
— Спроси у москвича, как пройти куда-то, он вряд ли тебе подскажет, потому что большинство жителей огромных городов ходят по одним и тем же дорогам — на работу, в магазины и так далее. Примерно так же себя ведут и многие руководители хозяйств: мол, мы привыкли к этим сортам, технологиям и ничего менять не будем. А те, кто рискуют пробовать новое, зачастую выигрывают.
Зато радует академика Донченко тот факт, что с ученых теперь сняли несвойственную им хозяйственную нагрузку. В бытность руководителем одного из институтов СО РАСХН он уйму времени тратил на бытовые вопросы — где что течет, где что сломалось и так далее. Теперь вся эта бытовуха ушла в ведение ФАНО, а ученые получили возможность заниматься своими исследованиями. А значит, ждем новых результатов. И что не менее важно, учимся воплощать их в жизнь.
КОММЕНТАРИЙ
Валерий БУХТИЯРОВ, главный ученый секретарь СО РАН, о возможной в связи с кризисом утечке мозгов молодых ученых:
— После того как молодой человек закончил аспирантуру и защитил кандидатскую, ему даже полезно куда-нибудь съездить, постажироваться. Посмотреть мир, пообщаться с другими людьми, поработать в непривычных условиях. Потом, естественно, возникает вопрос: «А если я вернусь домой, будут там такие же технические и финансовые условия для занятий наукой?» Судя по тому, что большинство наших воспитанников все-таки возвращаются в институты СО РАН, ответ, как правило, положительный. Вообще в современном мире стопроцентного сохранения собственных кадров добиться невозможно — люди уезжают, и не только из России. Это нормальный, живой процесс. Несомненно, некая турбулентность, возникшая в российской науке в связи с ее реформой, вносит некоторую нервозность в молодые умы, но говорить о каком-то массовом оттоке мозгов неверно.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Практически все знают о существовании IQ — показателя относительного интеллекта человека, который используется для измерения чьих-либо умственных способностей, таких как способность учиться или решать новые задачи, реагировать внутри данной проблемы/сценария, способность применять свои знания к решению текущей задачи. Но сегодня у ученых более популярен EQ — показатель эмоционального интеллекта человека, определяющий способность одновременно применять как эмоциональное восприятие, так и мышление. Навыки эмоционального интеллекта — это такие свойства, как эмпатия, интуиция, креативность, жизнелюбие, стрессоустойчивость, навыки межличностного и внутриличностного взаимодействия. По мнению Дарвина, именно эмоционально одаренные личности наиболее приспособлены к успешной адаптации к быстро изменяющимся обстоятельствам. Современные ученые считают, что наш успех в работе на 80 процентов зависит от эмоционального интеллекта и только на 20 — от относительного. Именно низкий уровень EQ является главным фактором возникновения депрессии.
ЦИФРА
В прошлом году в рамках реализации жилищной программы СО РАН 163 молодых ученых получили ключи от новых служебных квартир.