Лечить не болезнь, а человека
Наверное, мы не преувеличим, сказав, что ФГНУ «Научно-исследовательский институт экспериментальной и клинической медицины» — уникальное научное учреждение. Именно здесь разрабатывают новейшие медицинские препараты и методики лечения опаснейших заболеваний. Об этом и многом другом рассказывает директор института, академик РАН, заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор Вячеслав ШКУРУПИЙ.
— Вячеслав Алексеевич, каковы основные направления деятельности вашего института?
— Если очень коротко, то можно сказать так: мы занимаемся вопросами исследования причин возникновения различных заболеваний, разработкой средств профилактики и лечения этих заболеваний, а также разработкой технологий лечения больных, страдающих одновременно несколькими заболеваниями.
Согласно прогнозу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и как показывает практика, в XXI веке человечество несет основные потери от болезней, вызываемых такими инфекциями, как туберкулез, грипп, лихорадка Эбола и так далее. Мы работаем над тем, чтобы сократить эти потери. Например, в конце 2014 года мы закончили доклинические испытания нового противотуберкулезного препарата, который мы назвали декстразид.
Волшебные наносомы
— В чем состоит его уникальность?
— Попытаюсь объяснить. Дело в том, что в нашей крови есть клетки, которые называются макрофаги. Когда микобактерии туберкулеза попадают в организм, макрофаги захватывают их. Но проблема в том, что туберкулезные палочки, находясь внутри макрофагов, не погибают, а как бы «спят», и при ослаблении иммунитета начинают активно размножаться.
Поэтому туберкулез лечить очень сложно — препараты зачастую не могут добраться до микобактерий в макрофагах. А препарат, разработанный нами, на 40 процентов лучше, чем другие, подавляет их. Кроме того, он значительно (на 30 процентов) снижает риск возникновения фибротических осложнений в легких и в разы — в других органах. Иначе говоря, в пораженных туберкулезом легких образуется меньше фиброзных волокон, нарушающих газообмен.
Еще одно существенное преимущество декстразида состоит в том, что он обладает низкой токсичностью по отношению к печени и способен уничтожать лекарственно-устойчивые формы бактерий туберкулеза. Другими словами, наш препарат достаточно эффективный и относительно безвредный.
— Следующий шаг в наших исследованиях, — продолжает рассказ Вячеслав Шкурупий, — разработка наносом — крохотных пузырьков из липидов, в которых будет размещаться декстразид. Механизм действия этого лекарства будущего таков: макрофаги захватывают наносому, в которой высока концентрация декстразида, препарат убивает только микобактерию туберкулеза. Получается своеобразная «адресная доставка» действующего вещества прямо в клетку, где паразитирует возбудитель, что существенно повышает эффективность и снижает токсичность этого препарата.
Вакцина или химия?
— В начале нашей беседы вы упомянули о гриппе. Возможно, и против него уже есть эффективные разработки?
— Действительно, одно из важнейших направлений нашей работы — это изучение патогенеза и разработка средств для профилактики и лечения вирусных заболеваний. В первую очередь это грипп и ОРВИ, вызываемые вирусами. Да, сейчас разрабатывают вакцины против вирусов гриппа, но сложность в том, что этот и другие вирусы обладают огромной изменчивостью. По сути дела каждый год надо разрабатывать новые вакцины.
Мы решили пойти другим путем и создали химический препарат на основе сложного полисахарида. Испытания на животных показали, что профилактическое применение этого препарата в 3,2 раза снижает смертность от птичьего гриппа, при этом продолжительность жизни подопытных животных увеличивается на четверть.
— Клиника вашего института занимается лечением пациентов, страдающих одновременно несколькими заболеваниями. Расскажите, пожалуйста, об этом.
— Как известно, после сорока лет практически каждый человек страдает целым букетом заболеваний: как правило, их три-четыре и более. А как у нас происходит лечение? Терапевт лечит, к примеру, гипертонию, гастроэнтеролог — язву, вертеброневролог — остеохондроз и так далее. Это в корне неправильно.
Дело в том, что одни заболевания влекут за собой развитие других, к тому же зачастую они осложняют течение друг друга. И эти взаимосвязи порой отнюдь не очевидны, и лечить нужно больного человека, а не его болезни каждую в отдельности, то есть руководствоваться принципами персонализированной медицины.
Приведу более сложный пример. Мы обнаружили, что вирус гриппа чаще других структур организма поражает артерии. Не исключено, что при атеросклерозе вследствие перенесенных вирусных инфекций сосуды изначально поражаются вирусами гриппа А и ОРВИ, поскольку мы находили их антигены в атеросклеротических бляшках умерших от гриппа H1N1. Следовательно, проводя профилактику гриппа, мы тем самым могли бы профилактировать атеросклероз, а также возникающие, как его следствие, ишемическую болезнь сердца, инфаркт миокарда и инсульты.
В институте много различных идей и талантливых ученых (средний возраст наших сотрудников 41 — 42 года), желающих и умеющих работать, но немало и проблем. Все, как обычно, упирается в недостаточное инвестирование, особенно теперь. Но мы смотрим в будущее со «взвешенным» оптимизмом, осознавая, что просто не существует проблемы важнее сохранения здоровья нации.