USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Шансов ловитель и мечты повелитель

Наталья МАНТОРОВА

Фермер из Татарского района успешно осваивает областной грант

Легковую машину, «газель» и трактор МТЗ Людмила Гореловская водит одинаково успешно. Но из всех средств передвижения предпочитает все же подружку верную — кобылу по кличке Маша, Манька. Часто выезжает верхом куда-нибудь по работе, скажем, проконтролировать ситуацию на пастбищах в теплый сезон, да и зимой всевозможных маршрутов хватает. Хотя порой просто тянет развеяться, пролететь с ветерком. Тогда хозяйка вскакивает вновь на свою красавицу, а дальше как в песне: «Ты неси по полю меня…»

Сегодня Маша — одна из обитательниц большого, дружного, многоголосого двора, где движение утихает разве что глубокой ночью и возобновляется ни свет ни заря в штатном режиме. Кормление, дойка, уборка территорий — обычное дело. Сегодня этот чудный уголок, окруженный лесом, содержит порядка 300 постояльцев, среди которых и кони, и коровы, и овцы, и свиньи. У всех свои «общежития», благоустроить которые глава хозяйства постаралась максимально, насколько позволили силы и средства. Но это, как ей искренне верится, лишь начало большого пути: есть еще куда совершенствовать базу, перевооружаться технически, наращивать поголовье и прочее, прочее.

— Было бы здоровье! — улыбается фермер, чьи владения расположились километрах в пяти от города Татарска.

Попотеть пришлось уже на старте
Прежде Людмила Гореловская работала в городе по своей прямой специальности — товароведом. Воспитывала троих детей, а когда они выросли и по большей части разъехались, вдруг явно ощутила нехватку чего-то нужного и важного, некоей своей родной стихии, того, что, очевидно, принято называть смыслом жизни. Прислушалась к себе и поняла: тяга к сельскому хозяйству, земле, животным, привитая с детства (родители всегда держали скот), никуда не исчезла. Просто за другими делами пришлось ее волей-неволей временно подавить, а теперь судьба дает шанс…

Только подумала об этом будущий фермер, как шанс принял материальные очертания: на продажу близ Татарска было выставлено старое заброшенное хозяйство, принадлежавшее некогда местному вагонно-ремонтному депо (ВРД). К моменту продажи находилось оно в частных руках, обитали в нем худо-бедно четыре коровы, столько же лошадей и чуть более десятка свиней. Гореловская решила эти «остатки былого рая» приобрести, но возникла, по-современному сказать, запарка: документы на хозяйство оказались утерянными. Сделка тем не менее состоялась, продавец оставил расписку: мол, денежки получил, а нужные бумаги в ближайшее время восстановлю. Было это в 2004 году.

— Продавца я знала лично, — рассказывает Людмила Николаевна, — и надеялась на его совесть. Но прошел год, два, три — молчание. Тогда я стала сама его искать и нашла уже в Новосибирске: нет, говорит, документов — подавайте на меня в суд. В итоге наша сделка по расписке была, слава Богу, признана действительной. Но что потом началось! Мне пришлось самой все документы собирать заново, обращаться в ВРД, ходить по инстанциям, проводить кучу формальных процедур…

Никаких кредитов!
Кто сказал, что погоня за мечтой будет легкой и беспрепятственной? Иной бы просто треснул по швам, но моя собеседница не лыком шита: все сделала и получила ферму в собственность уже окончательно. Стоимость ее составила 450 тысяч рублей.

— Кредит брали, Людмила Николаевна?

— Что вы! Я эти средства скопила, чувствовала, что пригодятся для большого дела. Я ведь до того немного мясом занималась: закупала и возила продавать на рынки Новосибирска. Вот и обеспечила себе стартовый капитал.

Наследство Людмиле Гореловской досталось, как мы уже знаем, совершенно «убитое». Восемь лет пребывала она в статусе главы личного подсобного хозяйства и приводила последнее в божеский вид как могла. Использовала для этой цели только собственные средства, хотя их ни на что особо прогрессивное, конечно же, не хватало. При содействии наемных работников удалось лишь подлатать видавший виды сарай, построить еще несколько корпусов для содержания животных, реанимировать два старых трактора и сделать кое-что по мелочи.

Так открылся новый горизонт
Как бы дело продвигалось дальше, неизвестно. Но ловить шансы и выжимать из «улова» максимум тоже искусство, которым Людмила Николаевна, одержимая своей мечтой, прекрасно овладела. Так, без малого три года назад узнала она о многообещающем проекте — областном конкурсе грантов на открытие собственного фермерского хозяйства. Написала заявку, составила подробный бизнес-план со всеми расчетами: какой объем продукции планируется производить за единицу времени, сколько будет рабочих мест, какая техника хозяйству требуется и так далее. Проект был одобрен, и в 2013 году Гореловская получила грант на сумму 1 миллион 122 тысячи рублей.

Какое-никакое, но подспорье. Опять-таки с добавлением личных средств, которые наша героиня продолжала все эти годы аккумулировать (в том числе зарабатывать их в собственном небольшом магазинчике, который открыла в Татарске), удалось купить комбайн, два трактора ДТ, один МТЗ-84, волокушу и рулонник, построить приличные животноводческие и гаражные помещения. Конечно, появилась возможность активнее увеличивать поголовье рогатых, мохнатых и всяких, оптимизировать условия их обитания.

— Представляете, какая была здесь раньше куча-мала? — вновь принимается за рассказ Гореловская. — Все в одной клетке жили — и свиньи, и коровы… Родильного помещения не было. Я все переоборудовала, как посчитала нужным: чтобы и для молодняка отдельные домики сделать, и «родилку» тоже. Вот сейчас корова растелится — мы сразу ее с теленком туда поместим. Там все «как у людей»: уютно, тепло, спокойно, свет нормальный. У меня на каждого обитателя хозяйства «личное дело» заведено: кто когда родился, кто как развивается, кому какие прививки ставить: ферровит, суиферровит, ферранимал… К каждому нужен индивидуальный подход, тогда и результат налицо. Видели, какие у меня коровки? Все упитанные, холеные, здоровые, тьфу-тьфу-тьфу!

Блин комом как повод его одолеть
В том же 2013-м новоявленный обладатель гранта приступила к созданию собственной кормовой базы и расширила фронт работ — впервые в своей практике посеяла зерновые. Посеяла в порядке эксперимента на небольшой площади, всего в 30 гектаров, которую взяла в аренду. Но неожиданно блин вышел комом: зазеленевшее было поле вытоптали чужие коровы. Пастух, которому граждане легкомысленно доверили животных, оказался фигурой, мягко говоря, безответственной, причем бомжующей и на градусное зелье падкой. Судебной тяжбы снова было не избежать, но отыграть фермеру за причиненный ущерб удалось всего-то 60 тысяч рублей.

Хотя когда ей горевать? Нет у Гореловской на это ни времени, ни, по большому счету, права: малейшая слабина — и в разы возрастет риск сойти с намеченного пути. А ведь по гранту надо отчитываться. Фермер закатала рукава и на следующий год купила дополнительно 150 гектаров земли у жильцов Новотроицкого сельсовета. Засеяла ее вместе с арендованной территорией, решив пока выращивать только ячмень, ибо сделала вывод: именно на нем дают хороший привес и овцы, и свиньи, и молодняк КРС. По осени получила первый свой урожай — то-то было радости!

Жизнь учит лучше всех
— Смотрю, вы здесь и главный инженер, и прораб, и ветеринар, и полевод, — обращаюсь к Людмиле Николаевне. — Откуда у вас столько знаний по всем направлениям?

— Из жизни, из опыта, из практики. Когда поняла, чему хочу посвятить дальнейшую жизнь, как-то само все стало приходить: и знания, и навыки. Многое осваивала по ходу дела, в чем-то консультировалась с другими. Есть у нас хозяйство «Колос», одно из лучших в Татарском районе, так я с его специалистами общаюсь постоянно. А вот Интернет даже не открываю. Во-первых, какой Интернет был в наших краях десять лет назад, когда все начиналось? Я и привыкла без него обходиться. Во-вторых, мне просто некогда: с утра до позднего вечера я здесь, потом надо домой: душ принять, еду приготовить, то да се. Вот так одиннадцатый год: дом — работа, работа — дом…

— Отдыхать-то удается?

— А то!

Не мечтая о морях и кораллах
У Людмилы Николаевны квартира в Татарске, но на самом деле возвращается она туда не всегда: на ферме также выстроен жилой дом, где хозяйка, ее работники и гости могут спокойно располагаться и ночевать. Постоянных работников, впрочем, в хозяйстве почти еще нет — отнести к таковым можно лишь доярку Елену Горбунову, которая трудится семь лет в одной связке с главой фермы. Остальные пока нанимаются под конкретные работы на тот или иной сезон.

Кто в первую очередь самые желанные гости Людмилы Гореловской, известно. Две ее старшие дочки, Елена и Валентина, живут теперь со своими семьями в Омске и Новосибирске соответственно. Младшая Юлия, ее супруг и дети остаются в Татарске.

— Когда мы собираемся все вместе, топим баньку, шашлычок делаем на свежем воздухе, общаемся, веселимся, катаемся на лошадях — это для меня лучший отдых, — признается моя собеседница. — А как тут летом здорово: кругом полно ягод, грибов, птицы поют, так что приезжайте!

— Обязательно. Но неужели вы хотя бы втайне никогда не мечтали о каком-нибудь еще виде отдыха? О морях и кораллах…

— Знаете, о чем мечтаю? Только не смейтесь: в идеале хочется постоянно жить здесь, на природе. Большие города, эти бетонные коробки меня морально убивают, хотя девчонки мои постоянно зовут: переезжай, мол, однокомнатную квартиру ты уже можешь запросто себе купить. Я говорю: если хотите, чтобы мама еще пожила, оставаясь здоровой и счастливой, отступите и позвольте мне заниматься любимым делом.

А еще она, бравая наездница, мечтает поучаствовать в самых настоящих скачках. И можно быть уверенным: как только подвернется шанс…

ФАКТ
По программе грантовой поддержки «Начинающий фермер» сельским предпринимателям России из федерального бюджета направлено в 2012 — 2014 годах около 10 миллиардов рублей