USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Депутаты предложили сократить взносы на капремонт

Татьяна РЕШКЕ

Депутаты предложили уменьшить размер взносов на капремонт многоквартирников

В минувшем году на территории города Новосибирска не было отремонтировано ни одного многоквартирного дома из числа запланированных, а с января размер взноса на капремонт вырос на 50 копеек. Обсудив ситуацию на заседании комитета Законодательного собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам, парламентарии региона предложили снизить плату — с 6 рублей 10 копеек до прошлогоднего тарифа, 5 рублей 60 копеек за «квадрат».

Итоги сборов в «общий котел» капремонта показывают, что жители нашей области — люди законопослушные и дисциплинированные. В 2014 году около 80 процентов граждан внесли деньги в общую копилку добросовестно и вовремя. Для сравнения отметим, что уровень сбора в Забайкалье составил 25 — 30 процентов от общей суммы начислений, а в Томске и Омске — 50 процентов.

Таким образом, люди активно платят, хотя деятельность регионального оператора вызывает нарекания, а экономическое положение усугубляется кризисными явлениями. Это накладывает дополнительную ответственность на исполнителей и организаторов ремонтных работ, однако город Новосибирск, считают депутаты, свои обязательства по капремонту пока не выполняет.

Почему система до сих пор не отлажена, как исправить ситуацию? Эти вопросы — в фокусе внимания экспертов.

«Сперва результат покажите»
До конца января планы по капитальному ремонту многоквартирных домов будут откорректированы и соотнесены с реальными финансовыми источниками, которыми регион располагает. Об этом сообщили представители министерства ЖКХ и энергетики Новосибирской области.

По плану, в 2015 году на территории региона должны быть отремонтированы 1 003 дома, из них 899 — в Новосибирске. Для этого требовалось провести работы на сумму 3 миллиарда 227 миллионов рублей. Эксперты прогнозируют, что жители области соберут порядка 1,5 миллиарда. 50 миллионов рублей зафиксировано в бюджетах органов местного самоуправления, 100 миллионов — в областной казне, 75 миллионов — в Фонде содействия реформированию ЖКХ.

Таким образом, совокупная сумма составит 1 миллиард 725 миллионов рублей, а это подразумевает сокращение количества домов, которые могут быть отремонтированы в течение года, почти вдвое: с 1 003 до 536. Правда, без учета переходящих видов работ, которые остаются с прошлого года.

— Общий план по Новосибирску будет скорректирован, — проинформировал Андрей Ксензов, первый заместитель мэра города. — На сегодня план никто с нас еще не снимал — мы должны отремонтировать 899 домов, не считая 65 многоквартирников, перешедших с 2014 года. То есть почти тысячу! Такое количество домов мы ремонтировали за семь лет. Чтобы выполнить новые задачи, нужно строить администрирование совершенно по-другому.

Почему город не уложился в сроки и не осуществил прошлогодние проекты? Участники заседания пояснили, что потребовалось дополнительное время на некоторые обязательные процедуры — на определение подрядчиков, создание проектно-сметной документации, прохождение экспертизы. Заместитель председателя комитета Андрей Панферов подчеркнул, что уместить в календарный год все процедурные мероприятия довольно сложно.

— Даже если начинаем их проводить с января, в лучшем случае выходим в осень, когда на улице проливные дожди, — сказал законодатель. — Возникают вопросы, связанные с качеством ремонта, который лучше выполнять весной и летом, а не осенью.

Впрочем, представитель регионального министерства ЖКХ и энергетики заявил, что уже есть некоторые механизмы, позволяющие повысить эффективность организации капремонта. Так, появилась возможность в рамках единого конкурса определять единого победителя и на разработку проектно-сметной документации, и на прохождение экспертизы, и на выполнение ремонтных работ. Сформирован предельный график реализации мероприятий, предусматривающий полное их завершение до конца октября 2015 года, сформулирована модель вовлечения в процесс управляющих компаний. Регион вошел в программу только в сентябре прошлого года, и в последующем механизм капремонта будет отточен.

Горячие дебаты вызвал вопрос о необходимости экспертизы проектно-сметной документации: депутаты напомнили, что в российском законодательстве при проведении капремонта госэкспертизы не предусмотрено. Поскольку серьезных замечаний в адрес проверяемых организаций, как правило, не поступает, зачем вообще нужна «перестраховка», на которую приходится тратить сбережения собственников?

Андрей Ксензов напомнил, что первичные деньги выплачиваются из Фонда модернизации ЖКХ муниципальных образований Новосибирской области (регионального оператора), что эти деньги собраны гражданами, а бюджетные средства идут как софинансирование. Следовательно, о сроках, стоимости, а также самой необходимости проведения экспертизы стоит задуматься.

Объективно — надо. Но не готовы
Еще один предмет для изучения — размеры взносов на капремонт, которые ежемесячно выплачивают жители области. Хотя цены на стройматериалы и стоимость производства работ растут, для многих людей такие платежи могут оказаться просто неподъемными. Закрывать глаза на это нельзя.

— По экономическим показателям взнос, конечно, должен быть выше. Но столько платить люди не готовы, и все это понимают, — подчеркнул Дмитрий Козловский, заместитель председателя комитета, и большинство депутатов его поддержали.

Законодатели решили вынести на сессию предложение комитета об обращении к губернатору — о понижении размера взноса до 5 рублей 60 копеек. Но поскольку снижение может привести к дополнительному исключению из программы капремонта 50 многоквартирников, эксперты министерства призвали изучить проблему еще раз. А депутаты подчеркнули, что реализация областного закона о капремонте идет очень непросто, вопросы возникают постоянно, а значит — необходим мониторинг проблем.

— Надо понимать, на каких рубежах мы находимся, и принимать решения сообразно ситуации, которая сложилась, — резюмировал Андрей Панферов. — Можно снизить размер взноса хоть до четырех рублей, но вопрос совершенно в другом: есть определенные обстоятельства, при которых проводить опрометчивые решения ни в коем случае нельзя.

КОММЕНТАРИИ
Николай МОЧАЛИН, председатель комитета Законодательного собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам, член фракции «Единая Россия»:
— Принимая закон о капремонте, мы полагали, что на его реализацию будут направлены средства из федерального и регионального бюджетов. Сегодня понятно, что в необходимом объеме ни региональных, ни федеральных средств там нет и не будет. Складывается впечатление, будто мы, депутаты, «поддавшись обаянию» министров и губернаторов, приняли закон, легализующий какую-то кассу взаимопомощи… Что впереди, чем обернется девальвация рубля? На эти вопросы нам предстоит ответить. Возможно, надо менять концепцию закона, от которого, на мой взгляд, мы не получили того, что хотели.

Ашот РАФАЕЛЯН, депутат Законодательного собрания Новосибирской области, член фракции КПРФ:
— Вокруг закона о капремонте сейчас возникает много споров, но на самом деле времени было мало, чтобы влиться в некую систему. Нужны концептуальные изменения. Может быть, стоит пересмотреть правила прохождения экспертиз, упростить процесс, чтобы не нести дополнительных затрат. Главное — без ажиотажа! Проблемы есть, потому что закон новый, сырой. Поэтому и депутатам, и исполнительной власти нужно совместно вырабатывать некие новые или, по крайней мере, прозрачные правила, которые позволят оптимизировать капремонт.

Владимир ТУЗОВ, депутат Законодательного собрания Новосибирской области, член фракции ЛДПР:
— Я живу в сельской местности и встречаюсь с избирателями каждый день. Как объяснить бабушке, получающей минимальную пенсию, почему происходит резкое увеличение тарифов, взносов на капремонт, цен на продукты? Многоквартирные дома должно было ремонтировать государство, перед тем как передать их людям в частную собственность. А получилось, что мы взяли халупы и мы же теперь будем их ремонтировать! Как объяснить ветеранам, что у государства нет денег? Считаю, нужно оставить размер взноса на прежнем уровне — 5 рублей 60 копеек.

Анатолий КУБАНОВ, депутат Законодательного собрания, член фракции партии «Справедливая Россия»:
— Поскольку новосибирцам передали управление собственным жильем без проведения капитального ремонта, хотя это было условием смены собственника, то государство не имеет ни морального, ни политического права полностью перекладывать свои обязательства на плечи граждан. В нашем климате вопрос жилья — вопрос жизни и смерти. Обеспечение его комфортности — приоритетная задача и вопрос государственного финансирования. Пока наблюдается абсолютно асоциальная логика законотворческой деятельности Правительства РФ, когда все затраты перекладываются на население. Надежды на мифические частные инвестиции в сферу ЖКХ иллюзорны. Пока никаких денег со стороны бизнеса в эту сферу не пришло. Поэтому нужны альтернативные целевые программы и масштабные бюджетные средства на капитальные ремонты жилья.

СПРАВКА
С 1 января 2015 года при приеме взносов на капитальный ремонт в отделениях Почты России на территории Новосибирской области комиссия не взымается только при оплате взносов на «общий счет» регионального оператора. При оплате взносов на специальные счета комиссия с плательщика взимается и в соответствии с тарифами Почты России составляет 15 рублей за один платеж.