USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Стоимость поездки в общественном транспорте увеличивается на два рубля

Виталий ЗЛОДЕЕВ

Почему пассажирам стоит доверять официальным перевозчикам, но при этом быть максимально бдительными

Нам часто напоминают, что использование официального пассажирского транспорта, будь то автобус, маршрутка или такси, значительно снижает риск попадания в неприятные ситуации. И даже если авария все-таки случится, с официального перевозчика легче получить компенсацию. На стороне «белых» пассажирских перевозчиков и статистика, за ними и определенная репутация. Но ряд факторов все-таки не дают почувствовать себя полностью спокойным, заходя в салон автобуса.

Автобусы почти вездесущи
Транспортную сеть Новосибирской области безо всякой натяжки можно назвать хорошо развитой: регулярным внутри- и межрайонным, а также пригородным сообщением постоянно охвачены 98 процентов жителей региона. Есть еще, правда, населенные пункты, их более 160, куда ввиду отсутствия качественных дорог невозможно наладить регулярные автобусные маршруты, но эта цифра с каждым годом сокращается. В 30 сельских районах действуют, не считая школьные, 414 постоянных автобусных маршрутов, на которых работают порядка 450 автобусов, преимущественно ПАЗы. Региональный министр транспорта и дорожного хозяйства Сергей Титов главной проблемой сельского автобусного парка считает его техническое состояние.

— Есть государственные программы приобретения транспорта, но они не могут сразу решить все проблемы, — отметил министр. — Так, в 2014 году в 11 из 30 районов области не было приобретено ни одного нового автобуса. Естественно, что во многих автотранспортных предприятиях региона существует серьезная необходимость обновления парка.

Впрочем, это как раз тот случай, когда необходимость — понимаемая и осознаваемая — не совпадает с возможностями. Мало того что растут цены, о чем мы поговорим позже, еще и статистика показывает: начиная с 2011 года постоянно снижается наполняемость сельских рейсов — с 28 до 22 пассажиров в среднем за рейс. В ряде районов на отдельных направлениях даже появилась такая практика, что автобус, приезжающий из райцентра в село вечером, остается там «ночевать», чтобы не ездить порожняком. Вторая тенденция, вытекающая из первой: приобретение новых автобусов меньшей вместимости, с более низкими эксплуатационными расходами. Тенденция не то чтобы тревожная, но она существует. Если брать за показатель процент выполняемых рейсов, а это более 99 процентов, то здесь все в порядке, но ряд тревожных звоночков, прозвучавших в районах в минувшем году, заставляют более внимательно относиться к этому вопросу.

Профессиональные и сложно-контролируемые
Очевидно, что основной объем транспорта, имеющего разрешения на перевозку пассажиров и багажа, сосредоточен в Новосибирске. По официальным данным, в областном центре зарегистрированы 115 юридических лиц и 2 102 индивидуальных предпринимателя (в основном — такси), у которых суммарно 11 038 единиц транспорта. Логично предположить, что и основные события развиваются именно в Новосибирске.

По словам заместителя начальника УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Вячеслава Трещева, пассажирские перевозчики — одно из самых организованных и профессиональных сообществ, в отличие от сложноконтролируемых нелегалов. Во многом именно благодаря водителям-профи в прошлом году на дорогах области снизилось число ДТП, а также количество людей, погибших и пострадавших в них. В «пассиве» пассажирских перевозчиков за год всего двое погибших и 49 пострадавших, в авариях с такси (официальными) погибли 10 человек. Учитывая количество транспортных средств, занятых в этой сфере, цифры действительно можно назвать низкими, но Вячеслав Трещев, похвалив перевозчиков, открыл и другую, «темную» сторону их деятельности.

По его данным, за прошлый год, как и раньше, в деятельности предприятий, занимающихся пассажирскими перевозками, было выявлено множество мелких, но потенциально опасных нарушений. Если курение за рулем, разговоры по телефону и хамство пассажирам лежат скорее в этической плоскости, то другие прегрешения более серьезны. За год были выявлены 10 водителей пассажирского транспорта, севших за руль пьяными.

Логично предположить, что было их гораздо больше, просто не все попались. Участились случаи выходов на линии с нарушением режима работы и отдыха, когда водители были больными или утомленными бесконечной работой. Так, широко известным стал случай с водителем маршрута № 6 в Новосибирске, которого сняли с линии после звонка встревоженного пассажира. По его словам, водитель просто засыпал за рулем, что было неудивительно, так как он работал десятый день подряд.

— Задерживали водителей с чистыми путевыми листами, но уже с подписями механика и врача, — подчеркнул Трещев. — Это значит, что ни медицинский, ни технический контроль перед выходом на линию не проводились.

Вот и получается, что, с одной стороны, статистика за год хорошая, с другой — потенциальная угроза для пассажиров сохраняется, и она весьма высока. Сегодня повезло, а завтра этого может не произойти.

Цены скоро вырастут
Как показывает предварительный мониторинг общественного мнения, чуть ли не впервые за долгие годы реакция на повышение стоимости проезда не будет бурной. Довольно мягкой она была и два года назад — последнее повышение цен датировано 1 февраля 2013-го, а в нынешней ситуации, когда дорожает практически все, большинство с пониманием отнесется к неотвратимому. К тому же повышение тарифов планируется на уровне двух рублей в трамваях, троллейбусах, автобусах и метрополитене. О ценах в маршрутных такси пока нет никакой даже предварительной информации, но очевидно, что и там будет рост.

Конечно, немного пассажиры поворчат. Уже раздаются недовольные голоса и из противоположного лагеря: транспортники каждый раз говорят, что такого повышения недостаточно для нормального функционирования предприятий, хотелось бы больше. Увы, противоречия неизбежны.

Допустим, пассажиры готовы согласиться и с большим повышением цен. Но в ответ хотели бы также увидеть шаги навстречу. Потому что при всей организованности и профессиональности сообщества пассажирских перевозчиков главные проблемы в нем остаются неизменными на протяжении многих лет, а уровень комфорта перевозок (особенно зимой) и соблюдение графиков движения явно не соответствуют запросам перевозчиков.

ЦИФРА
В 2014 году жители Новосибирска подали в ГИБДД более ста жалоб на работу пассажирского транспорта. Люди жаловались на несоблюдение маршрутов, курение водителей, разговоры по телефону, грубость и нарушения ПДД. Впрочем, эксперты отмечают, что для полуторамиллионного города подобное число жалоб можно считать крайне низким. Скорее всего, пассажиры просто предпочитают не связываться.

ФАКТ
За последние 5 лет число субъектов, занимающихся перевозкой пассажиров в регионе, снизилось примерно на 15 процентов. При этом количество транспортных средств ежегодно растет на 3 — 5 процентов